18+

«Если по договоренностям с Ираном все пойдет хорошо, то Россия ему будет нужна все меньше и меньше»

03/04/2015

В Лозанне состоялось поистине историческое событие — Иран договорился с международным сообществом относительно своей ядерной программы. Ожидается, что уже к июню 2015 года, когда будут выполнены все условия, санкции США, ЕС и ООН в отношении Ирана будут сняты. Тем временем положительный исход переговоров уже обрушил цены на нефть, а эксперты поговаривают о заговоре с целью обрушения российской экономики.

        Результаты многодневных переговоров, прошедших в швейцарской Лозанне, не стали неожиданностью, но ознаменовали завершение целой эпохи конфронтации США, как лидера международного сообщества, и Ирана. Камнем преткновения была ядерная программа Тегерана, которому вменялись попытки создания ядерного оружия. 
 
В итоге власти Ирана согласились ограничить запасы урана, в ответ на это Вашингтон снимает все санкции в отношении Тегерана. 
 
Согласно обнародованному заявлению, которое представили глава МИДа Ирана Джавад Зариф и глава европейской дипломатии Федерика Могерини, запасы урана в Иране будут ограничены на определенный срок, за который в стране не будут создаваться новые атомные центры, а накопленные запасы урана пойдут только на научные цели, излишки вывезут из страны. Обогащать уран в военных целях Иран тоже не будет, сообщает newsru.com.
 
Единственным центром для обогащения урана будет Натанц, а база в Фордо будет использоваться не для обогащения, а в научных целях. Международное предприятие займется модернизацией реактора в Араке, чтобы он больше не мог производить плутоний. При этом ни один из ядерных объектов Ирана не будет демонтирован.
 
Контролировать процесс соблюдения договоренностей будет МАГАТЭ, специалисты которого получат доступ к ядерным объектам сроком как минимум на 20 лет.
 
Американский президент Барак Обама назвал достигнутое соглашение «историческим».
 
«Это соглашение внесло большой вклад в безопасность», – заявил глава США. Он порадовался, что Иран согласился на «самые строгие инспекции», и указал: «Очевидно, что Иран не будет способен создать ядерное оружие».
 
Политологи, в свою очередь, заметили отсутствие главы российского МИДа на финальной стадии переговоров в Лозанне. Тем не менее внешнеполитическое ведомство прокомментировало достигнутую договоренность.
 
«В эту политическую договоренность заложен принцип, сформулированный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, а именно – признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль и снятии всех действующих против ИРИ санкций», – говорится на сайте ведомства.
 
Сам Лавров был вынужден покинуть переговоры из-за запланированного визита в Таджикистан. В Швейцарии его заменил замминистра Сергей Рябков. 
 
Меж тем, новость о заключении договоренностей обрушила цены на нефть почти на 5%. 
 
Член  научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко прокомментировал известие о снятии противоречий по иранской ядерной программе в несколько провокативной форме.
 
«Интересная ситуация возникает. Во-первых, все-таки иранская, условно, атомная бомба была бы исламской бомбой, исламско-шиитской бомбой. Теперь ее, видимо, не будет. А дальше очень интересная вещь: ведь ядерная программа с прицелом на ядерное оружие для Ирана — была священная корова. Либералы, консерваторы никогда от этого не отказывались, а вот теперь произошел отказ, потому что через 25 лет неизвестно, что случится. Что это означает для Ирана? Может быть, там что-то меняется, что люди договорились с приходом Рухани, договорились и консерваторы, и исламские либералы, что надо начинать новую жизнь, надо каким-то образом переступать санкции, нужно от них отказываться и нужно быть нормальной страной. Если я прав, то ситуация будет меняться не только в Иране, но и вообще на Ближнем Востоке, да и в мусульманском мире», – заявил Малашенков в интервью BFM.ru.
 
Тот факт, что Запад договорился с Ираном повлечет за собой и изменения в отношениях Тегерана с Москвой.
 
«И наконец, Россия. Россия всегда была неким подспорьем Ирана, и Иран всегда спекулировал на своих отношениях с Россией. Поэтому если это соглашение реально, не будет никаких замен, перемен и спекуляций вокруг этого, это больше, чем соглашение. Это то, что действительно может привести к очень глубоким переменам, которые, может быть, пока мы даже и не осознаем», – размышляет эксперт. 
 
«Я бы не хотел кончать на пессимистической ноте, но я думаю, что если там по этому договору пойдет все хорошо, то мы будем нужны Ирану все меньше и меньше», – заключает эксперт.
 
По мнению историка Георгия Мирского, на первый взгляд договоренности, достигнутые в Лозанне выглядят, как сплошные уступки Западу. 
 
«Победа Америки, триумф Обамы? Да, его речь была речью победителя. И президент, и выступивший сразу после него Керри не жалели слов, чтобы убедить слушателей в том, как выиграли США и весь мир. Но не надо забывать, что ведь буквально до последнего момента Обама и его администрация тряслись от страха, жили на валидоле: если бы переговоры в Лозанне провалились, республиканское большинство в Конгрессе потребовало бы введения новых санкций против Ирана, и даже если бы президент наложил вето, о соглашении нечего было бы и думать. Это был бы нокаут для Обамы», – отмечает Мирский в своем блоге для «Эха Москвы».
 
Историк считает, что задача Обамы сейчас в буквальном смысле «продать» Конгрессу эту сделку с Ираном, намекая что обещание, которое президент США говорил десятки раз выполнено: «пока я президент, Иран не станет ядерной державой».
 
Но Иран вряд ли проиграл от подобных договоренностей.
 
«Во-первых, санкции будут сняты, пусть не в один день. А это значит, что прекратится процесс крушения иранской экономики, который, собственно говоря, и заставил Тегеран пойти на переговоры, пойти на то, чтобы отказаться — пусть на сколько-то лет, 10, 15, не важно — от того, до чего было уже рукой подать: от обогащения 20-процентного урана до 90 процентов, а из этого уже можно делать бомбу.
 
Нужна ли она Ирану? Можно спорить без конца. Я всегда утверждал, что иранские правители не настолько безумны или фанатичны, чтобы в самом деле попытаться уничтожить еврейское государство — хотя бы потому, что они понимают: Израиль этого не допустит. В последний момент, если они только начнут присобачивать бомбу к ракете, появятся израильские самолеты, и все накроется», – отмечает эксперт.
 
«То, что достигнуто в Лозанне — единственный разумный выход из положения. Он позволяет избежать израильско-иранской войны, в которую Тегеран моментально втянул бы Америку, и — пошло-поехало!», – предупреждает Мирский. «Война цивилизаций, подъем воинствующего исламизма во всем мире, в том числе и в России. Хуже трудно что-либо придумать. А то, что сейчас вышло — да, ненадежно, да, рискованно. Но — наименьшее зло. Поэтому 2 апреля может войти в историю как день, когда был прекращен тяжелейший международный конфликт, и даже — нельзя исключать — предотвращена большая война».                
 
Фото: cont.ws