18+

«О покойниках либо хорошо, либо ничего –  так относится петербургская пресса к балету Мариинского театра»

03/04/2015

Вот и завершился XV фестиваль балета «Мариинский». Можно подводить итоги. Они, на мой взгляд, неутешительные. Задуманный как международный фестиваль звезд балета и лучших балетных трупп, за последние годы он превратился в демонстрацию местных достижений.

         Только что завершившийся фестиваль можно считать итогом данного процесса. Не знаю, объясняется ли это финансовыми трудностями, или отсутствием заинтересованности руководства театра, или  другими причинами, но программа фестиваля выглядит уныло. 
 
Хотя именно нынешний юбилейный фестиваль мог стать новой вехой: к руководству балетной труппой Парижской оперы (она в мировом табеле о рангах идет под номером 1) пришел молодой хореограф Бенжамин Мильпье, ранее сотрудничавший с Мариинским театром. Руководитель балета Мариинского театра Юрий Фатеев в дружеских отношениях с Мильпье, и договорился с ним делать этот фестиваль совместно: Фатеев предложил спектакли из репертуара театра, а солировать должны были звезды Гранд-Опера.
 
Изначальная афиша выглядела интригующе: 1) «Дон Кихот» с премьером (в нашей иерархии первый солист) Франсуа Алю; 2) «Баядерка» с Людмилой Пальеро (этуаль Гранд-Опера) и премьером Мариинского Владимиром Шкляровым (почему-то  в этот же день имя Пальеро значилось и в афише Гранд-Опера, где она была заявлена в «Лебедином озере»); 3) «Жизель» со знаменитой Орели Дюпон, заканчивающей в этом году выступления на парижской сцене; 4) «Лебединое озеро» с примой Мариинского театра Екатериной Кондауровой и премьером Гранд-Опера О. Безаром; 5) «Спящая красавица» с Алиной Сомовой (Мариинский театр) и Эрве Моро (этуаль Гранд-Опера). В гала-концерте было заявлено участие целого десанта из Парижа, среди них три этуали (М.А. Жило, Л. Пальеро и Дж. Оффальт) и премьер О. Безар. В общем, спешите приобретать билеты!..
 
А дальше началось: 13 февраля убрали имя Пальеро из «Баядерки», 25 февраля исчез Алю, 3 марта на сайте уже не было имени Безара,  наконец, 7 марта отсутствовала и последняя из списка Орели Дюпон. Осталась надежда на гала-концерт, где по-прежнему значились звезды Гранд-Опера. Но в окончательном варианте французский балет представляли корифеи (следующая после кордебалета ступенька в балетной иерархии) Леонор Болак , Жереми-лу Кер, Гюго Машан и этуаль (наконец-то!) Мари-Аньес Жило, исполнившие две миниатюры. 
 
Тут надо учесть, что балетная публика – она особая, многие путешествуют за своими кумирами по миру, покупая билеты за несколько месяцев. Никаких объяснений от театра не последовало, просто из афиши исчезали одни имена и появлялись другие. Даже возникал вопрос: «А был ли мальчик?» Между прочим, на билетах написано, что театр оставляет за собой право заменять исполнителей, да и доказать, что произошла замена практически невозможно.
 
Теперь о том, что же мы все-таки увидели. Открылся фестиваль по традиции балетной премьерой. И это была первая балетная премьера сезона (оперных состоялось уже несколько). Есть вероятность, что она может оказаться и единственной. В этом году это два одноактных балета: «Бемби» на музыку Андрея Головина и «В джунглях» на музыку Александра Локшина. Писать о них совершенно не хочется: и музыкальный материал, и хореография настолько примитивны, что даже странно, как подобное творение появилось на сцене Мариинского театра. Уверена, что и Гергиев, и Фатеев понимают, что балет не получился. Зачем же мучить зрителей?
 
Уже третий год в рамках фестиваля проходит Творческая мастерская молодых хореографов, где молодые балетмейстеры демонстрируют свои миниатюры. В отличие от прошлых лет, в этом году не было обсуждения увиденного после окончания программы. Может быть, организаторы испугались прямой трансляции, так как лейтмотивом прошлых обсуждений была мысль, что почти все номера недостойны показа на сцене Мариинского. Но в отличие от прошлых лет, в этом году было несколько очень интересных работ. Главным героем программы стал, безусловно, Владимир Варнава. Его балетная миниатюра «Глина» на музыку Мийо покорила новизной. Ощущение, что молодой хореограф переполнен идеями и пытался вместить в коротенький номер максимум находок.
 
Говорят, что «о покойниках либо хорошо, либо ничего» –  так относится петербургская пресса к балету Мариинского театра. Поэтому вы не найдете комментариев о прошедшем фестивале в наших СМИ.                  

Ирина СОРИНА