18+

Почему приватизация предприятия по-немецки не всегда подходит для России

06/04/2015

У российской экономики огромный потенциал. И если объединить усилия для скорейшего перехода России к неоиндустриальной, наукоемкой и креативной экономике, то успех обеспечен. К такому достаточно оптимистичному выводу пришли участники Санкт-Петербургского международного экономического конгресса «Форсайт “Россия”: дизайн новой промышленной политики», который прошел в Петербурге.

            Организатором конгресса выступил петербургский Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. Витте. Его партнерами стали Институт экономики РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики Уральского отделения РАН, Санкт-Петербургский государственный экономический университет и  Вольное Экономическое общество России.

Конгресс был посвящен памяти реформатора и модернизатора Сергея Юльевича Витте и 250-летию со дня образования Вольного Экономического общества России – первой российской общественной организации.

Всего в мероприятиях Санкт-Петербургского международного экономического конгресса участвовали свыше 500 специалистов из разных регионов России и стран мира.

Экономическая модель, которую использует Россия, себя исчерпала – в этом пункте сошлись все участники мероприятия. «Ныне действующая экспортно-сырьевая модель российской экономики не подлежит ни модернизации, ни сохранению. Модернизировать ее – это все равно что модернизировать системный кризис России», – заявил  председатель оргкомитета конгресса, директора ИНИР, доктор экономических наук Сергей Бодрунов. Развал производства, повышение уровня зависимости от иностранных капиталов, технологий, продукции, от экспорта сырья – это то, чем характеризуется российская экономика уже 20 лет. Всему виной, говорили на конгрессе, – реализация либерально-монетарной модели, которая оказалось не слишком применима в российских условиях.

«Российская экономика интенсивно стагнирует, – сказал Сергей Бодрунов. – Я готов утверждать, что нынешняя рецессия  является следствием глубокой деиндустриализации нашей экономики. Пора радикально изменить курс и перейти от деиндустриализации к реиндустриализации.

И именно нынешний кризис предоставляет возможности для исправления ситуации. «В России сегодня хорошие условия для промышленного роста», – считает Бодрунов. Низкие цены на нефть, низкий курс рубля, санкции и протекционизм правительства должны подталкивать к действиям, а не к пораженческим настроениям.

Новая модель, по мнению участников конгресса, должна быть основана на переходе от спекулятивно-рыночной экономики к индустриальной, основанной на сосуществовании плановых и рыночных методов проведения индустриализации.

Веры в «невидимую руку рынка» у собравшихся на конгрессе экономистов не было, они говорили о необходимости активного участия государства в экономике. Это не означает, однако, возвращения к плановой экономике времен СССР. Механизмы экономической политики  должны быть современными, отличными и от советских, и от западных, подчеркнул Бодрунов, поскольку и те и другие показали себя неэффективными в российских условиях.

«Просто скопировать успешный опыт активной промышленной политики, проводившейся в 1950–1970-е годы во Франции, Японии, ФРГ, Южной Корее и других странах, было бы недальновидно, – говорит он. – Хотя даже и такое копирование было бы большим шагом вперед по сравнению с нынешним положением дел, однако развитие с тех пор ушло далеко вперед, и если мы хотим занимать достойное место в мировой экономике, нам надо опираться на новые реалии».

К тому же надо учитывать, что те приемы и подходы, которые успешно работают в одной стране, не всегда возможно эффективно применить к другой. Тут Сергей Бодрунов привел пример из личного опыта. Однажды он вступил в дискуссию с известным немецким профессором  Рудольфом Трауб-Мерцем, который считал, что в начале 90-х годов в России надо было при приватизации промышленных объединений дробить их на мелкие предприятия, это создало бы конкурентную среду. Бодрунов ему возразил, рассказав, что в 1992 году  в Петербурге был приватизирован крупный приборостроительный завод, один из лучших в отрасли. Акционеры к 1994 году решили по совету американской консалтинговой фирмы разбить его на 14 независимых компаний. В результате – производство прекратилось. То же произошло почти у всех смежников по кооперации.  Когда Бодрунов с партнерами выкупил контрольный пакет завода, несколько лет им пришлось восстанавливать производственный комплекс. Только после этого удалось начать модернизацию производства. В результате за 7 лет объемы производства группы выросли в долларовом исчислении в 18 раз. «Таких примеров неприменимости в непосредственном виде неплохо работающих в других экономиках рецептов к лечению экономики российской можно привести немало», – говорит Сергей Бодрунов. Вывод: перед нами стоит задача не только изучить и критически использовать мировой опыт, но и разработать собственные подходы, учитывающие экономическую, институциональную, социальную, психологическую специфику России.

Новая экономическая модель, говорили на конгрессе, не противоречит идее развития высокотехнологичного производства, она противоречит только идеям приоритетного развития сферы услуг, финансовых транзакций и посредничества.

Начать стратегическое возрождение страны предлагается с импортозамещения.  И хотя оно уже является ключевым пунктом антикризисного плана правительства на 2015 год, но, по мнению экономистов и промышленников, пока никак не обеспечено ни на федеральном, ни на региональном уровнях. «Ставка на автоматизм девальвационного импортозамещения в нынешних условиях неоправданна», – замечает Бодрунов.

Надо начинать  с поэтапного, углубляющегося от простого к сложному импортозамещения, которое должно продолжиться реструктуризацией экспорта. И приоритеты и механизмы реализации импортозамещения должны быть зафиксированы в документах правительства РФ.

Другими направлениями строительства новой экономики участники форума назвали эффективное целевое финансирование индустриального развития (через доступные кредиты и т.п.), осуществление политики «индустриального протекционизма» (защита на внешних рынках, налоговая поддержка), реализацию масштабных долгосрочных государственно-частных инновационных проектов развития современных высокотехнологичных индустриальных секторов. Все это – при условии интеграции науки, производства и образования в единую систему.

По итогам форума участники подписали резолюцию, где изложены предлагаемые механизмы решения проблемы.

Важным событием форума стало учреждение премии «За вклад в индустриальное развитие России», приуроченное к 100-летию памяти российского экономиста Сергея Витте. Первый лауреат уже назван – это петербуржец, нобелевский лауреат Жорес Алферов.              

Анастасия ДМИТРИЕВА