18+

Может ли связывание вылечить аутизм: мнения экспертов о «странных методиках», применяемых в Саратове

17/04/2015

Странные упражнения, которые проделывали сотрудники саратовского детского центра с ребенком, страдающим аутизмом, вызвали неоднозначную реакцию у правозащитников и медиков. Зачем мальчика связали и заклеили скотчем рот, попытались выяснить журналисты.

             Однако едва ли не большее возмущение вызвал тот факт, что мама ребенка-аутиста сама согласилась на проведение «терапии». Об этом сообщил после появления снимка, на котором у мальчика связаны руки, заклеен скотчем рот и сам он привязан ко стулу, детский омбудсмен Павел Астахов. 

Необычные упражнения директор саратовского детского центра «Золотой ключик» заявил, что подобным образом малышей учат ориентироваться в пространстве.

По факту действий сотрудников центра началась проверка, сообщает newsru.com.

«Во время наших выездных комплексных проверок детских учреждений мы неоднократно находили связанных детей и всегда добивались возбуждения уголовных дел. В ситуации с саратовским центром все гораздо сложнее. Мама мальчика дала согласие и присутствовала при "терапии". Причем неоднократно», – написал Астахов в своем Twitter.

В то же время центр, практиковавший подобные способы оздоровления не имел лицензии на предоставление реабилитационных услуг. Правозащитник призвал родителей не увлекаться непроверенными методами лечения детей с аутизмом и другими синдромами, напомнив, что в 2010 году мальчик, которого лечили в Хабаровске, в итоге погиб от жестокого обращения.

Региональный уполномоченный по правам ребенка Юлия Ерофеева, на чьей подведомственной территории и произошел скандал, заявила, что уже проверяет обстоятельства дела. Правозащитница уверена, что подобные методы лечения недопустимы.

«Даже в игровой форме это недопустимо!» – заявила она порталу Sarnovosti.ru.

В то же время она до конца не выяснила, есть ли у «Золотого ключика» соответствующие лицензии, так как об этом нет информации на их официальном сайте. Кроме того, там не указаны фамилии воспитателей и педагогов, а только их имена и отчества: «Меня смущает засекреченная информация о детском учреждении». Кроме того, саратовский омбудсмена намерена установить, получал ли центр в региональном минобразования соответствующие документы на работу с детьми.

Сама директор центра Оксана Юдина и вовсе заявила, что связывание и скотч применяют для того, что не надевать на больных детей смирительные рубашки.

В свою очередь, специалисты в области коррекционной педагогики пожаловались журналистам, что в Саратове, в частности, крайне тяжелая ситуация с лечением аутизма. По данным «Свободных новостей», коррекционные центры работают из ряда вон. Директор фонда социальной поддержки семьи и детства "Океан" Наталья Коваценко рассказала, что они не лицензированы в большинстве своем, так как данная деятельность не подлежит лицензированию, если конечно центр не рассматривает возможности помощи со стороны государства в виде субсидий, которых практически нет. Коваценко отмечает: государство устранилось от этой проблемы.

«Подобные методики нигде в мире уже не используются. Раньше они применялись, применялись довольно широко, но сейчас существует АВА-терапия, как золотой стандарт помощи детям-аутистам, во всех сферах обучения детей-аутистов, в том числе в модификации их поведения. Если вы откроете интернет и наберете аутизм, наверное, первое, что вам выпадет, это будет АВА-терапия. В данный конкретный момент она считается золотым стандартом и никаких подобных методов она не использует.

Другой вопрос, что в Саратове по этой методике практически никто заниматься не умеет. У нас на Саратов один специалист, который имеет сертификат и право заниматься по данной методике. Те коммерческие центры, которые действуют в Саратове, они выбирают те методики, которые подходят конкретно им. Коррекционные центры, как они себя называют, в большинстве своем не лицензированы, потому что подобная деятельность не подлежит лицензированию, только если центр рассчитывает на помощь государства в виде субсидий. Соответственно огромное количество этих центров по Саратову, которые неизвестно чем занимаются и как занимаются с детьми», – прокомментировала Наталья Коваценко.

В то же время, как рассказала ИА «Взгляд-инфо» педагог-психолог Наталья Быкова, работающая именно в злополучном центре, в методиках, применяемых в учреждении нет ничего незаконного.

«Я веду занятия по продуктивной деятельности, занимаюсь развитием мелкой и крупной моторики у детей, страдающих аутизмом. Мы учим ребенка цветам, учим вообще держать кисточку, различать горячее, холодное, делаем все, чтобы ребенок развивался. Первый раз я столкнулась с таким восприятиям происходящего и с таким ужасом. Сегодня очень много родителей пришли выразить нам поддержку, мы никому не звонили – они все узнали из СМИ. Нам также звонят наши дети, которые уже ходят в школы, речевые школы – поддерживают нас", – отметила она.

По словам психолога, запечатленный на фотографии момент является конкретный метод, применяемый к конкретному ребенку в индивидуальном порядке.

«Это не обычный скотч. Он практически не приклеивается, он не причиняет никакого вреда здоровью. Если приходит ребенок, который не знает, где у него нос, где у него уши, мы применяем скотч для того, чтобы помочь найти носик у себя, носик у ребенка, ушки у себя и ушки у ребенка. Все это проводится в игровой форме. На ручки ребенку приклеивается скотч, приклеивается мне. Мы заматываем ручки, мы сдираем его с ручек – ничего страшного в этом нет, ребенок сам ищет эти тактильные ощущения, он сам подставляет мне руки», – особо отметила Быкова. 

При этом родители таких деток присутствуют на занятиях, а женщина, снявшая чужого сына на свой мобильный телефон, начала приводить своего ребенка в центр недавно, но практически сразу перестала.

«Она, может быть, не в курсе, что у нас коррекционный центр, что детишки очень сложные. Ее ребенок занимался с логопедом, он у нее – обычный, без отклонений. Может быть, что-то она недопоняла. А тот мальчик, на фотографии, ходит к нам уже на протяжении трех лет, мы его знаем с совсем маленького возраста, он вырос у нас на глазах. Хотелось бы задать ей вопрос, если ее так все это возмутило и не понравилось, то почему она замолчала, почему не подошла и не  возмутилась?», – вопрошает Быкова, добавляя, что случившийся резонанс произошел впервые за трехлетнюю историю центра.

На вопрос об отсутствующей лицензии Быкова пояснила, что «Золотой ключик» зарегистрирован ка ИП и не ведет никаких «медикаментозных занятий».

«Мы не врачи, а педагоги. Все документы у нас в норме. Мы осуществляет социальную помощь населению», – заключила она и подчеркнула, что возникшая проблема "высосана из пальца".

Следует добавить, что родители детей, наблюдающихся в центре, собирают подписи, чтобы спасти его от закрытия.

«Мы надеемся, что возникшее недоразумение по незнанию существующей проблемы не приведет к закрытию центра, иначе нам просто будет негде искать помощь и поддержку», – сказано в документе.

По данным сайта «Общественное мнение», учреждение «Золотой ключик» действовало в форме "Индивидуальный предприниматель". Организация зарегистрирована на Юдину Оксану. По профессии она логопед-дефектолог с 20-летней практикой, закончила МГПИ им. В. И. Ленина. Это ИП имеет вид деятельности "Оказание социальных услуг без организации проживания", что не требует лицензии Рособнадзора.                  

Фото: tltgorod.ru






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.