Хотя, конечно, и сейчас многих «читают». На уровне правоохранительных органов эта задача давно решена. Вопрос в том, что они хотят узнать?! Ну, допустим, узнали они, о чем я с кем-нибудь поговорил, ну и что?!
Вот представьте 10 млн человек, которые представляют собой активную ежедневную аудиторию в России, генерят каждый день как минимум по 100 сообщений. Вопрос: где взять еще 10 млн человек, которые будут это все читать? Это проблема номер один. Второй вопрос: если стоит задача следить за конкретными людьми, которых подозревают в каких-либо нарушениях, то такая возможность у правоохранительных органов, например, ФСБ, существует уже давно. Есть такая штука СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий – прим.), она внедрялась еще пять-шесть лет назад. Так вот, с помощью нее можно получить полный доступ к трафику любого пользователя. А потому – начнет читать нашу переписку Роскомнадзор, ну и что?! Что изменится-то?!
Главное понять, чью переписку они хотят читать. Если всех, то это уже нарушение моего личного пространства, privacy. А Конституция РФ, насколько я помню, пока еще не отменена. И там есть четкие положения на эту тему. Если я в своей переписке ругаюсь матом или посылаю какие-либо картинки, то это исключительно моя с собеседником коммуникация. Мат мне что ли запретят?! Так на каком основании?! Нарушение авторских прав? Да тоже нет, я использую все в личных целях. Но если мы говорим о различных моментах, касающихся «свержения государственного строя», то это уже находится в юрисдикции ФСБ, которые и так давно все это делают: читают, смотрят и привлекают. Но террористы же тоже не дураки, вряд ли они станут писать вот так, в открытую, о своих замыслах.
Как показывает американская практика, во-первых, используется большое количество слов-«заменяющих», а во-вторых, вся информация прекрасно шифруется в картинках и роликах порнографического характера. Ролик загружают на adult-хостинг (для материалов, предназначенных для взрослой аудитории — прим.), затем скачивают его оттуда, расшифровывают и получают — переписку, секретные данные и прочее. Технология при этом настолько проста, и в то же время это настолько трудно вычленять, так что вряд ли Роскомнадзор это осилит.
Россияне не сильно обеспокоены своей приватностью. «Пусть читают!». Вы посмотрите на большинство аккаунтов: люди выкладывают свои фотографии, где они пьяные, такие-сякие. Даже судьи выкладывают, как они злоупотребляют, правда потом лишаются своих мест. Поэтому эта ситуация вокруг новых полномочий Роскомнадзора явно преувеличена.
Вообще, раз в год какая-то организация хочет что-то читать. Ну и пусть читает. Вы посмотрите в свою переписку. Допустим ее кто-то читает, даже хакер. Какой вред он может вам принести?! О чем вы там переписываетесь: «Привет-Привет!», «Чмоки-чмоки», «Прикольный котик», «Ой, у меня сайт не открывается». Ну, а если там кто пароли и банковские счета пересылает, значит головы у них нет. Для этого есть почта. Любые важные коммерческие данные нормальные люди пересылают по корпоративной почте.
Поэтому, ну прочтет Роскомнадзор вашу переписку, узнает, что вы поругались с девушкой, или что помирились, или что у вас был прекрасный секс, дальше-то что?! Люди же в основном переписываются о бытовых вещах. Можно просто выйти на Невский и послушать, о чем говорит народ. Там то же самое.
А что касается того, что Роскомнадзор будет проверять последние контакты подозреваемых в каком-либо криминале или экстремизме, то и здесь мало, что понятно. Представим, что человек разослал 10 млн сообщений разным пользователям с запрещенными призывами. На каком основании ФСБ, или центр «Э» или Роскомнадзор смогут привлечь этих несчастных людей, получивших обыкновенный спам. Мне самому регулярно приходят сотни таких сообщений. Да, может быть, в них есть что-то и запрещенное, например, контрафактные товары, ну и что?! Но на каком основание можно привлечь меня к ответственности. Это все равно, что взять и наклеить на двери табличку: «Здесь живет вор и предатель», а затем приедет полиция, вас арестуют и посадят. В конце концов, существует презумпция невиновности, даже в таких неприятных вещах, как политические дела.
А весь этот сегодняшний шум напоминает крики годичной давности, когда Роскомнадзор закрыл первый сайт. Сколько кричали люди, что закроют Google и «ВКонтакте». Но никому не нужна наша пустая болтовня. У них есть только политические задачи, а большинство россиян вообще политикой не интересуется. Поэтому волноваться насчет наших «кошечек» и «няшечек» бессмысленно. А политики, если надо, придумают что-нибудь еще. Есть Фейсбук, есть закрытые социальные сети. Роскомнадзор показал, что если есть потребность, то он закроет и Google, и «ВКонтакте». Но что дальше?! Ну, закрыли «Контакт», куда денутся эти люди? Все, кто там был. Они все равно куда-то уйдут. Создадут форум на каком-нибудь западном сайте, и лови их потом. А сейчас они все собраны в одном месте. В Роскомнадзоре должны радоваться, что две социальные сети, лояльные к государству, Фейсбук — потому что не хотят терять деньги, а «ВКонтакте» – вообще российская разработка, собрали всех основных оппозиционеров у себя. И государство, напротив, не заинтересовано в дроблении таких больших блоков.
Для желающих «спастись» от глаз Роскомнадзора с помощью мессенджеров, хочется отметить, что по-настоящему безопасных программ можно пересчитать по пальцам, и все они платные. Невозможно защититься от грабителя просто повесив замок, ведь он может и взломать его. Поэтому, конечно, если хочется скрыть что-то от жены или любовницы, то да, можно воспользоваться Telegram или What's Up, но от государства таким образом не спрячешься, особенно если вы ставите под угрозу его существование. И нельзя сказать, что оно будет неправо. А все последние «разборки» с блогерами, которые на слуху, были инициированы какой-либо местной, локальной властью. Органы в последнее время просто не влезают в это, у них хватает своих задач, своих вопросов.
ранее:
«Эту информационную войну с Западом мы проиграли. Но я бы не стал из-за этого расстраиваться...»
«Вся эта возня с GPS ничем не кончится. Это чистый пиар Рогозина»
«Инициатива депутатов ограничить интернет-платежи, обречена на провал»
«Наш смартфон с двумя экранами морально устарел еще до своего выхода»
«Статус СМИ в последнее время – не плюс, как было раньше, а минус»