Вячеслав Быков, двукратный олимпийский чемпион в составе хоккейных сборных СССР и СНГ, приехал в СКА в качестве главного тренера, когда армейский клуб перепробовал уже многих заграничных специалистов – американца, канадца, словака, чеха и финна. Кто-то словно надоумил руководство СКА: надо бы позвать своего.
И с первого захода Быков сделал то, чего не могли сделать иностранцы, – выиграл со СКА Кубок Гагарина, главный трофей Континентальной хоккейной лиги.
Хотя после провала со сборной на Олимпиаде 2010 года и выдворения Быкова и его бессменного помощника Игоря Захаркина из российского хоккея было неясно, на что они способны. Три года тренеры «сидели за границей», тренируя безнадежную сборную Польши. Как получилось сделать СКА победителем, попытался объяснить нам Вячеслав БЫКОВ.
– Какой момент плей-офф был самым сложным? Когда СКА проиграл три матча подряд ЦСКА?
– Не могу выделить какой-то один матч. Вся серия была как испытание. Чувствуешь себя как канатоходец: чуть влево, чуть вправо – пропасть. Мы за один сезон смогли добиться результата – это не каждому удается.
– Как СКА эволюционировал в этом сезоне – от чего вы шли и к чему в итоге пришли?
– Мы с Игорем Захаркиным проанализировали состав команды. Сверстали план работы, придерживались его, оказались правы. А в начале… Знал, что предстоит работать в городе, где жаждут победы СКА.
– Регулярный чемпионат – всегда лишь прелюдия к плей-офф?
– «Гладкий» чемпионат – подготовка к играм плей-офф. Как бы ни проходил этот турнир – с проблемами, фантастическими матчами, – в конечном итоге все было направлено на кубковый финиш. Становление характера, уважение друг у другу, вера – вот что закладывалось. Самый последний матч Кубка Гагарина показал, что мы работали не зря. Ребята просто летали по льду (СКА разгромил «Ак Барс» со счетом 6:1. – А. К.).
– На протяжении плей-офф, несмотря на стрессовые ситуации, вы сохраняли невозмутимость. Это привычка у вас такая?
– Эмоции мне присущи. Я эмоциональный, даже сентиментальный человек. Но когда делаешь дело, надо фокусироваться на нем. Если поддашься эмоциям, можно совершить ошибку. Я и когда играл, старался себя так держать.
– Вы и в раздевалке такой спокойный?
– Кнута у меня нет. Пряники раздаю с удовольствием. Порой чем тише ты говоришь, тем больше берешь внимания. А если крикнешь, то игрок «тоннель включит» и не будет тебя слышать. Важно доверие. Если игроки верят в идеи тренера, они способны на многое.
– Нам всегда говорили, что великие тренеры – диктаторы. Тарасов, Тихонов, Лобановский… А вас послушаешь – так вы только по головке игроков гладите.
– Я тоже диктатор. Но диктатор профессионализма. Это понятие включает в себя много всего.
– Как отнеслись к разговорам о том, что игрокам СКА платят баснословные премии за победы в плей-офф?
– Обидно, что во время такого классного хоккея нашлось место желтизне, каким-то спекуляциям. Может, и таким образом боролись со СКА.
– Вы же знаете, в России думают, что главный стимул для спортсмена – деньги.
– Кто бы мне привел пример, как деньги что-то выиграли! Все это самопиар и непрофессионализм. Смотрите, какие игры были в плей-офф, какая страсть, жажда победы! Я первый раз в своей карьере такое переживал. Мы сейчас самые счастливые люди – доставили радость миллионам. Разговоры о других стимулах кажутся мне мелкими.
– Капитан СКА Илья Ковальчук отдал присужденный ему приз «Самый ценный игрок плей-офф» форварду Евгению Дадонову – это что значит?
– Это говорит о том, что у нас в команде правильная атмосфера. Игроки уважают друг друга, готовы жертвовать собой. Это семья.
– Вы приехали в КХЛ после перерыва. Как за эти годы изменилась лига?
– За те три года, которые мы с Захаркиным отсутствовали, хоккей куда-то двигался. Сейчас мы показали свой хоккей. Это, надеюсь, даст стимул лиге.
– Вы придумали в СКА звездную тройку – Дадонов–Шипачев–Панарин, которая произвела фурор. Это получилось легко?
– Найти и почувствовать, что кто-то из игроков кому-то подходит, очень трудно. Многие команды к этому стремятся. Я, например, играл с Андреем Хомутовым (в ЦСКА и сборной СССР) и был счастлив, что у меня такой партнер. А когда к нам присоединился Валера Каменский, вообще было грандиозно! Не часто бывает, что ты можешь найти человека, который понимает хоккей так же, как ты.
– Вы быстро привыкли к Петербургу?
– Здесь можно не привыкать. Приезжаю в Питер как домой. Город мне знаком. Жил в отеле на Мойке как в семье – спасибо его сотрудникам за то, что обеспечили такую атмосферу. И, обратите внимание, средний зритель на стадионе, где мы играем, – семья. Папа, мама, ребенок, друзья. Атмосфера добрая, чистая.
– Долго вы не видели родных?
– Год не видел. Хочу отдохнуть, с внучком повозиться (семья Быкова в Швейцарии. – А.К.).
– Что должно произойти в душе тренера, чтобы снова выйти на работу голодным?
– Вы завтра утром проснетесь и захотите завтракать, правильно? Так и у нас. Желание играть, побеждать – норма для спортсмена. Он должен быть амбициозен. Есть соперники, которые недовольны тем, что произошло. Они будут стараться доказать, что ваша победа – ошибка. Стимулов хватает.
Андрей КОРНЕТОВ, фото metallurg.ru
- Виновато ли руководство СКА в чехарде с билетами на финал Кубка Гагарина
- Как СКА удалось сделать чудо и надо ли ждать еще одного
- Чем отличаются самые дорогие игроки СКА и «Зенита»
- «Коррупция – тормоз нашего хоккея. Ведь если тренер хотя бы раз взял деньги с родителей, уже они ему диктуют условия»
- Чем хоккейный плей-офф отличается от футбольного
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом