Группа членов Общественной палаты Калининградской области предлагает Гамбургу, подавшему заявку на проведение Летних Олимпийских игр 2024 года, провести Олимпиаду совместно. Правда, еще до калининградцев мэр Копенгагена Франк Йенсен говорил о том, что Летнюю Олимпиаду–2024 неплохо было бы провести в Копенгагене и Гамбурге, но дальше заявления пока дело не пошло.
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов идею земляков официально не комментирует. Но это сделал министр спорта Виталий Мутко, заявив безапелляционно: «Это глупость!» Официальной реакции Германии нет. «Эта информация еще не дошла до нас, именно поэтому мы ничего не можем об этом сказать», – заявил представитель Германского олимпийского спортивного союза.
Тем не менее в самом Калининграде работа ведется. Глава представительства Торговой палаты Гамбурга в Калининграде, доктор Штефан Штайн (он долгое время занимал аналогичный пост в Петербурге) рассказал «Городу-812», что действительно встречался с инициаторами совместной заявки, она ему симпатична, и он готов помогать российской стороне. В частности, в налаживании связей с теми, кто занимается вопросами олимпийского движения в Гамбурге. Но перспективы этой идеи господин Штайн оценивает осторожно: «Лично я готов ее поддержать, хотя, боюсь, в нынешней атмосфере добиться желаемого будет трудно. Я верю, что к 2024 году, даже раньше, политическая ситуация нормализуется, но начинать работу надо уже сегодня».
Ко всему прочему, немцы только-только остыли от внутренней олимпийской борьбы. Гамбург получил право подать олимпийскую заявку от Германии в жесткой борьбе с Берлином, решающее значение имел специально проведенный социальный опрос: за Олимпиаду в Гамбурге проголосовали 64 процента жителей города, а в Берлине идею проведения Игр поддержали только 55 процентов. В том, насколько важна поддержка населения для организации Олимпиады, немцы убедились на примере Мюнхена, который хотел принять Зимние игры сначала 2018 года, затем 2022-го, имел для этого средства и гарантированную поддержку спонсоров, но жители баварской столицы и окрестных городков, где собирались строить спортивные объекты, заблокировали идею.
Гамбург не беднее Мюнхена, скорее, даже наоборот: здесь живет 42 тысячи миллионеров – больше, чем где-либо еще в Германии. По сравнению с Берлином он считается солидным и предсказуемым, благодаря чему эта идея вполне может прийтись по вкусу функционерам МОК, которые хотели бы просто наслаждаться спортивным праздником, а не ломать голову над организационными проблемами.
И в бывшем Кёнигсберге, некогда столице Восточной Пруссии, рассчитывают на богатого соседа и посещающую немцев ностальгию. Но при этом понимают, что если идея с транснациональными Играми вдруг заинтересует лидеров МОК, то у Калининграда может появиться серьезный соперник – Петербург. «В акватории Балтийского моря расположен и Петербург, а там есть много объектов для обслуживания Олимпиады», – говорит депутат городского совета Калининграда Андрей Шумилин.
Речь идет о тех самых Олимпийских играх 2024 года, заявку на которые собирался подавать Петербург. Прошлой зимой в Сочи губернатор Георгий Полтавченко, правда, высказывался уже довольно осторожно: «Мы планируем начать консультации с Олимпийским комитетом России, поскольку именно он выдвигает от имени страны город-кандидат. Важно заручиться и поддержкой самих петербуржцев».
Пока официально мнением горожан об Олимпиаде-2014 никто не интересовался. Но идея совместной Олимпиады с Гамбургом петербуржцам может понравиться.
Александр Коровный, профессор, руководитель рабочей группы по физической культуре и спорту Общественной палаты Калининградской области
– Это ваша идея – провести в Калининграде Олимпийские игры 2024 года на пару с Гамбургом?
– Персонально идея принадлежит Александру Тарасову. Он член рабочей группы Общественной палаты, я руководитель группы, и мы поддержали эту инициативу, так что являемся соавторами. Мы ведь с 2012 года эту идею вынашиваем. Первоначально речь шла о совместном с Берлином проведении Олимпиады, но в итоге Германия выставляет кандидатуру Гамбурга, а это еще лучше для нас. Во-первых, это город-побратим Калининграда, во-вторых, как раз в 2024 году юбилей Канта – 300 лет. Он родился в нашем городе и похоронен в Калининграде. Эта дата будет широко отмечаться у нас Обществом российско-германской дружбы, пол-Германии к нам приедет. Наша задача – сближение народов, чему всегда способствовал спорт. Надо друг другу руки протягивать, а не гонкой вооружений заниматься. Пьер де Кубертен что говорил: «О спорт, ты – мир». А сейчас что получается: спорт, ты – бизнес, политика, война...
– Что жители города говорят по поводу того, чтобы вместе с немцами организовывать Олимпиаду?
– Я общественник, если бы народ сказал «нет», неужели я стал бы настаивать и говорить «да»? Меня не для того в общественный совет избрали, а чтобы я интересы земляков лоббировал. Так что их мнением мы интересовались, и по крайней мере восемь с половиной тысяч общественников-спортсменов идею поддержали. У нас есть соответствующее количество собранных подписей. Мы проведем в Калининграде то, что нам реально сделать, в Гамбурге свое сделают, и расходы пойдут не на одну страну, что тоже существенно в наше не самое стабильное экономическое время. Но главная цель – дружба.
– А как власти Калининграда и области реагируют?
– По-разному реагируют. Скорее, осторожно, потому что нет информации соответствующей. Думаю, решающее значение будет иметь звонок из Москвы. Дадут команду – будут работать.
– Но пока Министерство спорта не в восторге от вашей идеи...
– Это ваш брат журналист дал некорректную информацию в Интернете. Тарасов расписал журналистам все наши действия, и среди прочего было написано, что предстоит встреча инициативной группы с представителем Гамбурга, а на выходе получилось, что уже должны встречаться посол Гамбурга с правительством Калининграда и области. Когда Мутко доложили, он, естественно, отреагировал жестко. Я бы тоже обиделся, если бы без моего ведома так далеко дело зашло. Хотя мы письма заблаговременно рассылали, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков в курсе, что мы здесь задумали. Мы два года муссируем этот вопрос, а министр спорта, как оказалось, первый раз об этом слышит. Но я все равно к Виталию Леонтьевичу отношусь с глубочайшим уважением. Он человек компетентный. То, как ярко была проведена Олимпиада в Сочи, как отлично все там подготовили, характеризует его как руководителя с самой лучшей стороны. Я бы, например, такие горы свернуть не смог, говорю вам это как заслуженный работник физкультуры и спорта.
– Из Гамбурга есть реакция?
– Встреча с руководителем представительства торговой палаты Гамбурга прошла замечательно. Он только «за» и обещал всячески нам содействовать. Население отреагировало положительно, уже есть данные на этот счет, про руководство города ничего не скажу – пока не знаю. Это не мой уровень, я общаюсь с народом, и немцы протягивают руки нам, согласны дружить. Они против санкций, против политики Америки. Надо встречаться по мирным поводам, и организация спортивных соревнований – один из них. Хватит конфронтацией заниматься – политика только мешает дружбе и спорту.
– А вдруг вас услышат в Международном олимпийском комитете, идея понравится, только в пару к Гамбургу Петербург предложат? Город все-таки крупнее, да и на Игры-2024 тоже претендовать собирался. Не обидно будет?
– Пусть используют нашу идею где угодно – в Петербурге, в Москве... Я же говорю: главное – дружба между нашими странами. Но мы здесь в Калининграде просто ближе к Гамбургу. У нас есть план постройки скоростного поезда : четыре часа – и вы в Гамбурге, еще четыре – снова в Калининграде. Морским путем мы тоже связаны. Инфраструктуру поднимать надо, конечно, и здесь немцы должны быть готовы с удовольствием нам помочь, учитывая исторические корни. Мы все-таки не чужой им город.
Досье
Кто претендует на Олимпиаду-2024
Официальные заявки на проведение Олимпийских игр 2024 года помимо Гамбурга подали также Рим и Бостон. В числе потенциальных кандидатов значатся Париж, Будапешт, Доха, Касабланка, Стамбул, Баку. На прошлой неделе о своих олимпийских претензиях заявил индийский город Ахмадабад. Заявки принимаются до сентября этого года, столица Игр-2024 будет названа 15 сентября 2017-го на 130-й сессии МОК в Лиме.
Один чемпионат – две страны
Чемпионаты, проводимые в нескольких странах сразу, уже не редкость. Началось все в 2000 году, когда Бельгия и Голландия вместе организовали чемпионат Европы по футболу. Через два года по их схеме сработала ФИФА, разыгравшая Кубок мира в Японии и Корее. Зеппу Блаттеру, руководителю Международной федерации футбола, новшество не особо понравилось, много возникло организационных сложностей, и футбольные чемпионаты по-прежнему проходят в одной стране, в то время как европейские первенства УЕФА предпочитает доверять двум странам сразу. Хотя бы уже потому, что одной футбольной федерации трудно построить сразу несколько стадионов, да и потом они остаются плохо используемыми. Так, последний Евро-2012 принимали на паях Польша с Украиной. Франция следующим летом справится сама, а в 2020 году нас ждет уникальный по размаху турнир – чемпионат Европы пройдет сразу в 13 городах (в их числе и Петербург) разных европейских стран.
Инициативу футболистов подхватили представители других видов спорта. Последнее европейское первенство по волейболу у мужчин прошло в Польше и Дании, женщины-волейболистки соревновались в Италии и Сербии. Баскетбольный чемпионат в двух странах – обычное дело, но этой осенью будет рекорд: после того как Украина отказалась от Евробаскета-2015, чемпионат состоится сразу в пяти странах. Чемпионат мира 2017 года по хоккею проведут Германия и Франция.
Буквально на днях было объявлено, что в 2018 году пройдет объединенный чемпионат Европы по нескольким видам спорта. В программу нового турнира войдут соревнования по легкой атлетике, велоспорту, гребле, плаванию, прыжкам с трамплина, водному поло, триатлону, возможно, гольфу. Такой мультиспортивный чемпионат – мера вынужденная, потому что проведение континентальных первенств по отдельным видам спорта становится все менее рентабельным. Первый объединенный чемпионат Европы примут тоже две страны – Германия и Шотландия.
И только Международный олимпийский комитет держится в стороне от этого тренда, хотя принятое МОК на декабрьской сессии в Монако постановление позволяет организаторам проводить часть соревнований в другой стране. Подобного рода попытка, правда, однажды предпринималась. Рассматривался вариант, чтобы какую-то часть Олимпиады-1988 в Сеуле провести в соседней Северной Корее, но дальше разговоров дело не пошло. Хотя прецедент в истории олимпийского движения все-таки есть. В 1956 году, когда олимпийцев принимал Мельбурн, из-за шестимесячного карантина для животных, ввозимых в Австралию, соревнования по конному спорту провели в Стокгольме.