16+

Депутат Яровая хочет сделать едиными учебники по основным предметам: эксперты о последствиях

12/05/2015

Депутат Яровая хочет сделать едиными учебники по основным предметам: эксперты о последствиях

Депутат Госдумы Ирина Яровая предлагает очередную спорную инициативу. Она намерена законодательно закрепить введение единых учебников по математике, истории, русскому языку и литературе. Эксперты пытаются понять, что к чему это может привести.


          – В отсутствие единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов, 52 тысячи российских школ создали 52 тысячи различных программ. А базовая линейка призвана обеспечить всем детям, независимо от социального статуса семьи и места жительства по всей России, общий гарантированный государством золотой стандарт образовании, – аргументирует свой шаг Яровая.

Коллеги Яровой не срывают своего идеологического поддтекста все этой затеи. Например, член комитета по образованию Виктор Шудегов прямо заявлет на gazeta.ru, что учебники должны быть едиными, чтобы "не начинали промывать мозги и доказывать, что черное – это белое, и менять историю, как это было на Украине".

По мнению замдиректора Центра политических технологий, историка Алексея Макаркина единообразие поможет в экзаменах по ЕГЭ, но в то же время велика опасность, что будет доминировать "линия партии". Правда, эксперт видит и позитив.

- Уже два раза в нашей истории были дистиллированы учебники с точки зрения идеологии, их под микроскопом смотрели соответствующие министерства, чтобы там не было ничего патриотичного. Это был предреволюционный период и советский. Гимназисты, несмотря на эти учебники, участвовали в революции. Затем были советские учебники с затушевыванием действий Сталина, и это не спасло Советский Союз от распада.

Попытки внести в учебник одну верную единственную идеологию заканчиваются тем, что школьники начинают искать альтернативную информацию, поскольку они склонны опровергать предлагаемые догматы, – уверен Макаркин.

Александр Сидоркин, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ вообще не понимает, как например, учебник истории, скажем, в Чечне или Мурманской области мог бы быть одинаковым.

- Есть люди, особенно среди консервативной общественности, которые вам говорят: «Я точно знаю, как решить этот вопрос, я точно знаю, каким этот учебник должен быть». Но опыт показывает, что даже когда российские консерваторы собираются в одном зале, они не могут договориться, – рассуждает на slon.ru Александр Сидоркин.

Руководитель Школы исторических наук ВШЭ Александр Каменский тоже не видит опасности в едином учебнике истории:

- Тот, кому история не интересна, ее забудет, покинув школу. Тот, кому история интересна, приходит домой, садится перед компьютером и тут же находит еще 25 версий любого события. И никакой единый учебник никакой проблемы не решит.              

фото mgazeta.com











Lentainform