16+

Стоит ли идти на фильм, который снял художник журнала «Шарли Эбдо»

21/05/2015

Стоит ли идти на фильм, который снял художник журнала «Шарли Эбдо»

На экраны вышел французский фильм «Джеки в царстве женщин». Фильм описывает выдуманную тоталитарную страну Бубун, где женщины жестоко подавляют мужчин, а власть находится в руках одной семьи уже несколько столетий.


         Режиссер картины Риад Саттуф известен во Франции как карикатурист, автор комиксов и художник печально знаменитого журнала «Шарли Эбдо». В фильме он остается верен традиции журнала – то есть беспощадно издевается над мужчинами и женщинами, и над тем, как они общаются в повседневной жизни. К этому добавляется грубоватый французский юмор и религиозные намеки. В России фильм будут показывать в 35 городах, то есть довольно широко. То, насколько рискованно показывать кино в стране с такими крепкими традиционными ценностями, как Россия, задумался «Город 812».

Главная мысль фильма – что женщины, если дать им абсолютную власть, будут вести себя не лучше мужчин, – не нова для измученного феминистскими претензиями мирового сообщества. При этом фильмов на эту тему снято не так уж много.  Самое очевидное, что приходит в голову нашему зрителю, – польская «Секс-миссия» 1983 года, известная у нас как «Новые амазонки». Но у поляков история про женскую тиранию была скорее прикрытием разговора про тиранию советскую. Из сугубо гендерных размышлений в отечественном искусстве можно выделить забытую пьесу «Женский вопрос» Надежды Тэффи , которая еще на заре феминизма поняла: женщины не лучше мужчин. Так что «Джеки в царстве женщин» уже поэтому привлекает внимание, хотя его гендерная концепция   относится к серии «муж и жена – одна сатана». И трудно понять, кто в этом фильме вызывает большее отвращение – мужеподобные бой-бабы в френчах, пытающиеся завалить бесправных мужчин в койку, или женственные мужчины, мечтающие продать себя выгодной невесте.

Как и полагается антиутопии, там почти нет по-настоящему привлекательных персонажей. Главный герой Джеки хоть и придумывался по образцу Золушки (осиротев, он живет в доме тетки, где его обижают братья, при этом он влюблен в принцессу – дочь главы государства), но больше походит на Бэкки Шарп из «Ярмарки тщеславия», идущей по головам ради успеха в жизни: сдает занимающегося проституцией двоюродного брата полиции ради приглашения на бал к принцессе, удовлетворяет хозяйку магазина ради красивой одежды и вообще не теряется. Фильм одновременно муже- и женоненавистнический, но никому не обидно: за счет зеркального приема, когда мужчины изображают женщин, а женщины – мужчин, все гендерные черты превращены в откровенную карикатуру. 

Однако в   нашей стране, где патриархальность странным образом соединяется с матриархатом, а самой популярной певицей еще недавно была Верка Сердючка, шокировать таким можно только особо чувствительных депутатов Госдумы. Или радикально настроенных феминисток. Да и гендерный троллинг происходит в фильме без настоящего азарта. Возможно, дело в том, что тема эта для Риада Саттуфа не нова – с середины нулевых он активно осваивал ее в комиксах про Грубияна Паскаля – альфа-самца с горой мышц и крошечным мозгом, и похоже, успел исчерпать. 

Другое дело культурные и политические аллюзии. Детали фильма – абсолютная мужская бесправность, мужские наряды-мешки, закрывающие фигуру с ног до головы и напоминающие паранджу, интерьеры домов и даже степные пейзажи – создают недвусмысленные ассоциации с некоторыми мусульманскими странами. К этому добавляется карикатурная тирания и военизированный образ жизни. Неудивительно, что французы даже назвали фильм пародией на иранский режим. Эта тема для Риада Саттуфа тоже не нова – сын сирийца и француженки, он провел часть детства в сирийской деревне, где сверстники били его за светлые волосы. Так что для Саттуфа кино это еще и способ избыть детские травмы и поговорить о болезненной для Франции теме арабской диаспоры. Для нас сегодняшних способность так свободно и самоиронично говорить о своих проблемах представляется чем-то космическим. Главное теперь, чтобы фильм не получил обвинений в оскорблении чувств верующих.             

Елена НЕКРАСОВА











Lentainform