В один прекрасный майский день театр на Литейном проснулся и обнаружил, что не существует. Потому что вышестоящее начальство – Комитет по культуре Ленобласти – внезапно решило создать Генеральную дирекцию драматических театров на Васильевском и Литейном.
Руководить новой структурой был назначен Владимир Словохотов, возглавляющий Театр на Васильевском. Тем самым Театр на Литейном как юридическое лицо переставал существовать. А Комитет по культуре мог рапортовать об успешно проведенной «оптимизации».
Эта самая оптимизация, уже постигшая театральные и концертные коллективы в Тюмени и Пскове, особых выгод государству не принесла, на самом высоком уровне опыт объявили всего лишь «подлежащим изучению». А сами музыкально-драматические холдинги уже успели заслужить прозвище – колхозы. Театр на Литейном в колхоз не захотел. В самом деле – цель, которой намеревались достигнуть оптимизаторы, делая театр со столетней историей филиалом молодого Театра на Васильевском, казалась сомнительной.
Под оптимизацией понимают прежде всего экономию бюджетных средств и удобство управления. Если есть на чем экономить, стало быть, было что-то лишнее. Труппа Литейного быстро сообразила, что «лишней» может стать именно она – во всяком случае, в той ее целостности, что делает театр театром. И это не обычная актерская паника, а самый трезвый расчет: люди театра понимают сложности управления коллективным театральным процессом, его, как теперь модно говорить, мультизадачность.
Как с этой мультизадачностью (на два театра) может справиться один директор, одна бухгалтерия и сокращенный состав администраторов, не вызвало даже вопросов. Потому что никак не может. Любое прибавление в театральном семействе ведет только к увеличению кадрового состава – это превосходно знают в театрах, где открываются новые сцены или создаются собственные студии. Единственный способ «оптимизировать» деятельность, получая сколько-нибудь существенную экономию бюджетных средств, – сокращать труппу, уменьшать количество выпускаемых спектаклей, одновременно удешевляя их стоимость. Но об этом вроде бы речь не шла. Стало быть, все дело было в том, что Владимир Словохотов должен был прийти в Театр на Литейном и просто совершить чудо.
В принципе, руководитель Театра на Васильевском известен своими чудесами. О них тут же вспомнила театральная общественность, узнав о судьбе Театра на Литейном. Тут и «чудесное исчезновение» областного ТЮЗа (слившегося со словохотовским Театром сатиры задолго до сегодняшних процессов), и уничтожение клуба «Антресоль» на Камерной сцене театра, где играл спектакли Русский инженерный театр «АХЕ», и конфликт с молодым «Этюд-театром» (созданным как отдельный и самостоятельный, но внезапно объявленным частью труппы Театра на Васильевском и вынужденным уйти оттуда), и конфликт с режиссером Анджеем Бубенем, при котором бывший Театр сатиры пережил несколько лучших сезонов в своей истории.
Причины, чтобы Театр на Литейном не почувствовал себя внезапно осчастливленным приходом нового руководителя, более чем веские. Обеспокоенный коллектив принялся писать письма в разные инстанции, включая губернатора Ленобласти и администрацию президента, был поддержан театральным сообществом, СТД и прессой.
И казалось бы, ситуация изменилась. Распоряжение о создании Генеральной дирекции двух театров было отменено, Театр на Литейном сохранил свой статус. С тем, чтобы, простившись с прежним директором Андреем Лобановым, достойно встретить своего нового руководителя: исполняющим обязанности директора театра был назначен… Владимир Словохотов. Сохраняющий за собой Театр на Васильевском. И история с насильственным слиянием, похоже, окончательно перестала быть нелепой историей о легкомысленной новомодной оптимизации и начала приобретать знакомые черты старой доброй закулисной интриги.
В петербургском СТД состоялось заседание круглого стола, на который были приглашены представители всех заинтересованных сторон. Посетившая ненадолго это мероприятие Наталья Кононенко из областного Комитета по культуре, не ответив ни на один вопрос собравшихся, пояснила, что бюджет области очень скромен, областной зритель достоин самого лучшего, Выборгский замок разрушается, а у Театра на Литейном нет своей технической базы для выездных спектаклей (собственные автобусы Театра на Васильевском видятся авторам оптимизации каким-то убийственным аргументом, снимающим автоматически все вопросы). По версии областного начальства, Театр на Литейном ненадлежащим способом выполнял госзадание (похоже, это произошло одномоментно и выяснилось внезапно), а экономия в 15 миллионов рублей (вся финансовая выгода от слияния театров) поможет решить все культурные проблемы в регионе. На вопрос, не был ли рассмотрен какой-либо другой, более простой способ экономии этих 15 миллионов, ответ получен не был. Как ничего не было сказано и о том, какая вообще оптимизация возможна, если все остаются на своих местах, кроме директора театра. Любопытно также, будет ли Владимир Словохотов получать заработную плату в двух местах или согласен оптимизировать ее и руководить Театром на Литейном бесплатно из высоких идейных соображений (иначе где тут вообще экономия?).
Труппа театра, надо полагать, еще месяц назад вполне спокойно принявшая бы отставку Андрея Лобанова (с цифрами в руках, впрочем, утверждавшего, что с госзаданием и доходами все в порядке), настроена на дальнейшую борьбу. Потому что уволить директора театра – если это сделалось необходимым – учредитель мог запросто, не нервируя коллектив и не затевая весь этот скандал. Возникает опасение, что дело еще не кончено и приход Словохотова на Литейный – первый, на сей раз более просчитанный шаг перед новой попыткой все той же оптимизации и слияния двух театров.
Но коллектив Театра на Литейном Владимира Словохотова своим художественным лидером не видит. И его можно понять. К тому же Владимир Дмитриевич уже несколько раз намекал, что вместе с ним в руководство на Литейный придут такие особые люди, которых он почему-то не может назвать, но эти люди обладают интересными характеристиками: они «великие, лучшие и обиженные». Многие подумали, что имеется в виду Игорь Ларин, бывший главный режиссер Театра на Литейном, уволенный этой зимой Андреем Лобановым под сомнительным предлогом.
Вынужденный уход Ларина не вызвал ни малейших сожалений по той простой причине, что спектакли, сделанные им на Литейном, были откровенно плохи: такой слащавой многозначительной пошлости не заслуживает ни городской, ни областной зритель, ни труппа театра, которая всегда была способна на смелые художественные жесты. Не больше радости принесла и версия, что «великими обиженными» могут оказаться сторонники режиссера Романа Смирнова.
Как бы то ни было, Театр на Литейном, сохраняющий покуда свое юридическое лицо, остро нуждается не столько в автобусах или твердой руке, а в продуманной и внятной художественной политике, которая учитывала бы и особенности областного финансирования, и интересы областного зрителя, и качество и масштаб постановок, и возможности областных ДК (они часто не совпадают), и творческие амбиции потенциально перспективной труппы. Потому что юридическое лицо театра – это очень важно. Но его творческое лицо – еще важнее.
Лилия ШИТЕНБУРГ, фото gazeta13.ru
- Эдуард Лимонов назвал «обидным» желание Плисецкой развеять ее прах над Россией
- Валерий Фокин вмешался в скандал вокруг спектакля про Ксению Блаженную
- Может ли не говорящий по-русски режиссер понять душу русского зрителя
- Освиставшая Мединского на «Золотой Маске» девушка написала ему гневное анонимное письмо
- «Мне кажется очень странным стремление «оскорбленных» отождествить Иисуса Христа с холеным, упитанным оперным певцом»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего