У Владимира Гарюгина арестовали личное имущество: кому не угодил глава петербургского метро
У главы ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, проходящего подозреваемым по уголовному делу по строительству здания над станцией метро «Адмиралтейская», арестовано имущество – автомобиль Land Cruiser, счета, земельные участки и т.п.
Об этом официально сообщил Следственный комитет. Всех следящих за этой историей интересует только один вопрос: за что?
65-летний Владимир Гарюгин – уважаемый человек, орденоносец, возглавляет метрополитен уже 25 лет и кажется одним из вечных городских символов вроде Медного всадника. Никаких видимых конфликтов ни с губернатором Полтавченко, ни с профильным вице-губернатором Албиным у него нет. Эксперты говорят, что и невидимых конфликтов тоже не существует. И тем не менее – уголовное дело, аресты имущества…
История началась в ноябре прошлого года, когда Контрольно-счетная палата Петербурга обнародовала результаты проверки ГУП «Метрополитен». Аудиторы обнаружили, что метро нанесло городскому бюджету ущерб на 9 миллиардов рублей. А именно: были заключены 5 инвестиционных договоров, по которым коммерческие структуры строили торговые комплексы над станциями метро «Бухарестская», «Обводный канал», «Международная», «Звенигородская» и «Адмиралтейская» (первые четыре – «Адамант», последний – ЗАО «Советник»). При этом отчисления в бюджет, которые делали инвесторы, по мнению КСП, были занижены. Например, за право построить торговый комплекс на «Бухарестской» инвестор заплатил в бюджет 2,6 миллиона рублей. По зданию над «Адмиралтейской» КСП привлек независимого оценщика, который сделал вывод, что инвестор должен был заплатить в бюджет 1,3 миллиарда рублей, то есть в 20 раз больше, чем заплачено.
Впрочем, все это – претензии не столько к Гарюгину, сколько к КУГИ. Конкретно в вину начальнику ГУП «Метрополитен» вменяется то, что он не включил в список затрат, которые инвестор должен компенсировать бюджету, построенный на городские деньги фундамент под «Адмиралтейской». Чем нанес государству ущерб в 466 миллионов рублей. Суммарно в результате этих и других нарушений бюджет недополучил 9 миллиардов.
Итоги проверки были направлены в Следственный комитет, но он заинтересовался только одним эпизодом – видимо, сочтя его наиболее доказуемым – фундаментом «Адмиралтейской». В начале года было возбуждено дело по статье о злоупотреблении полномочиями, подозреваемым в котором значится Владимир Гарюгин. В «Метрополитене» уже несколько раз проводились обыски, а теперь добрались до имущества его главы.
«Следствием приняты исчерпывающие меры для обеспечения возможности возмещения ущерба, причиненного бюджету города Санкт-Петербурга. Арестованы принадлежащие подозреваемому Владимиру Гарюгину денежные средства в сумме более 31 млн. рублей, крупные суммы денежных средств в иностранной валюте, а также 3 земельных участка, расположенных в различных районах Ленинградской области, жилой дом, автомобиль Тойота Лэнд Крузер и 3 сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 млн. рублей», – говорится в официальном заявлении СК.
Источники, близкие к «Метрополитену», излагают свой взгляд на произошедшее следующим образом. Как это обычно и бывает, вестибюль над «Адмиралтейской» сначала строили, а потом подписывали документы на строительство. Фундамент был сделан застройщиком – «Метростроем» – еще до того, как в 2011 году с «Советником» заключили инвестиционный договор. По этому договору он был обязан оплатить все расходы на строительство здания за исключением тех, которые относятся непосредственно к хозяйству «Метрополитена». В частности, фундамент необходим как торговому комплексу, так и наклонному ходу. Поэтому нужно было определить, в какой части за него должен платить инвестор. Когда в 2014 году такая экспертиза была проведена, «Советник» перечислил в бюджет деньги за свою долю фундамента – 270 миллионов рублей. Более того, говорят сторонники этой версии, инвестиционный договор еще не исполнен до конца, до сих пор продолжаются сверки и расчеты.
Тут можно заметить, что если бы процедуры выбора инвестора для строительства вестибюлей проводились открыто, а цена определялась на аукционе, то и проблем бы ни у кого не возникло. Но в данном случае имели место закрытые конкурсы с конкурсной комиссией из высших чиновников. Впрочем, это совершенно ненужная лирика.
Как обычно бывает в таких историях, на удивление мало кого волнует, виновен ли подозреваемый на самом деле. Всех интересует другое: почему пришли именно за ним и почему именно сейчас.
Если видеть во всем происходящем не случайное стечение обстоятельств, а спланированную акцию, то наиболее внятная версия говорит о следующем. Якобы война идет не за контроль над ГУП «Метрополитен», а за ОАО «Метрострой». Каким бы выгодным кушем ни казался «Метрополитен», а «Метростой» еще выгоднее, он получает все многомиллиардные подряды на строительство метро.
Голосующие акции в ОАО «Метрострой» распределены следующим образом: 33% принадлежат метрополитену, 28% – КУГИ, и 25% у гендиректора Вадима Александрова с сыном Николаем. Смольный уже несколько лет пытается провести через собрание акционеров решение о допэмиссии, которую хочет выкупить и получить необходимые для полного контроля над «Метростроем» 75% акций. Однако собрание акционеров никак не может принять это явно не выгодное для менеджмента компании решение.
Дальше версии расходятся. Одни считают, что все происходит по инициативе городских властей, другие называют интересантом лично экс-вице-губернатора Марата Оганесяна. Который якобы еще будучи во власти хотел через «Метрополитен» контролировать работу «Метростроя». Он затеял всю игру, начиная с проверки КСП, а теперь процесс развивается уже сам по себе.
Впрочем, арест имущества Владимира Гарюгина – явно не самостоятельное течение жизни, а демонстративная акция. В любом случае, в пользу утверждения о взаимосвязи между уголовным делом и «Метростроем» говорит и тот факт, что около месяца назад Владимир Гарюгин решил выйти из совета директоров этой компании.
А сразу после обысков у Гарюгина «Метрострой» сделал Смольному подарок: накануне торжественного открытия нового выхода из «Спортивной» публично сообщил, что приостанавливает строительство Фрунзенского радиуса. Так как город не перечисляет деньги и уже, по оценкам кампании, задолжал 2,5 миллиарда. Чиновники, в свою очередь, говорят, что оплачивают работы в срок, после проверки всех документов.
Этот политический жест, вполне возможно, является не просто актом солидарности Вадима Александрова с гонимым коллегой, но и ответным ударом в борьбе за сохранение контроля над компанией.
Антон МУХИН
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
