18+

Куратор проектов фонда «Династия»: «Дмитрий Зимин слишком независимый россиянин. А это расценивается как опасность»

01/06/2015

Напомним, Минюст объявил о решении включить фонд «Династия» в реестр «иностранных агентов», поскольку тот выполнил два необходимых и достаточных условия.

          Первое: деньги на поддержку некоммерческих организаций  поступали с иностранных счетов создателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. Второе: в деятельности организации Евгения Ясина «Либеральная миссия», которой помогал Зимин, были обнаружены признаки политической деятельности.

Зимин сразу же заявил,  что не будет жаловаться в суд на включение «Династии» в «иностранные агенты». И просто прекращает деятельность фонда. Если Минюст изменит решение и извинится, то он подумает о возобновлении работы фонда в России.  

На встрече министра юстиции Александра Коновалова с журналистами вопрос о «Династии» стал центральным. Министр сообщил, что решение о включении фонда в реестр «иностранных агентов» принималось  с учетом возможных издержек. Впрочем, их взвешивал не Минюст, а Госдума, принимая закон об агентах. А Минюст просто  следит за исполнением закона.

Коновалов сообщил, что «иностранный агент» имеет полное право продолжать свою деятельность. Иное дело – принятый недавно закон «о нежелательных организациях». Попавший в реестр «нежелательных» автоматически попадает под санкции. Но туда «Династия» пока не попала.

Что касается имиджевых потерь тех, кто включен в реестр «иностранных агентов», то, по мнению министра, только судебная  практика сможет показать, что является подобным ущербом.  Пока нет судебных решений на эту тему.

В комментарии для «Города 812» по истории с «Династией»» Михаил Федотов, председатель  президентского Совета по правам человека, сообщил: «Совет внимательно изучил все документы. Мы считаем, что решение Минюста абсолютно ошибочное. Министерство могло бы само ее исправить, если не исправит, то надо обращаться в суд.

В финансировании программ фондом «Династия» нет никакого иностранного финансирования, это средства самого Зимина, и это доказано. Если у вас есть счет в иностранном банке, это чьи деньги – ваши или банка? Не выполнено первое условие для включения в реестр «иностранных агентов», и тогда  уже неважно, занималась или  не занималась «Либеральная миссия» политической деятельностью».

Дмитрий Пиликин, куратор, 8 лет работал с фондом «Династия»:

– Я работал супервизором по проекту грантового конкурса «Научный музей в ХХI веке». Задача супервизора – сопровождение отобранных экспертами проектов. Был конкурс, в задачи которого входила модернизация музейных экспозиций и создание интерактивных объектов, развернутых к современному зрителю. Музеи придумывали проекты. Эксперты выбирали наиболее интересные, я работал с конкретными музеями.

Почему «Династия» решила заняться этой проблемой? Изначально ее задачей было просветительство и популяризация науки и научного знания. Понятно, что музей занимает в этой линейке немаловажное место. А российские научно-технические и естественно-научные музеи, созданные преимущественно в советское время, переживали тяжелый период забытья и запустения. Они просто вывалились из времени, и надо было их интенсивно модернизировать. Не могу сказать, что этот процесс был простым и гладким, но я собственными глазами увидел, как начали происходить серьезные изменения, прежде всего в ментальности, в понимании новой роли музея, в современных способах работы со зрителями.

Кроме этой  работы «Династия» так же поддержала и две огромные (и довольно дорогие) научно-популярные выставки в Москве. Первая называлась «Наука как предчувствие» и была полностью посвящена феномену «сайнс-арта» – новой мировой практики, где ученые используют методологии современного искусства для расширения границ непознанного. Вторая выставка – «Жизнь. Версия науки» – использовала опыт российских художников в области популяризации науки.

Мне повезло прочитать еще в верстке книгу Дмитрия Зимина, посвященную истории создания «Династии». Эта история читается одновременно и  как эпос, и как детектив. В лихие 90-е, когда наука в полном забытьи, 60-летний советский ученый решает заняться высокотехнологичным бизнесом, чтобы спасти собственную научную команду, проходит все препоны и сложности, находит зарубежных партнеров и открывает первую российскую компанию мобильной связи. Но затем «большие акулы», которые делили сырьевой рынок, расчухали, что за новыми технологиями тоже скрываются деньги, и отжали бизнес – к счастью, без крови и даже с отступными. И после всего этого Зимин опять-таки не потратил эти деньги на себя, а открыл благотворительный фонд по поддержке науки и научного просвещения. Да, он слишком активный и независимый россиянин. А это расценивается сегодня как опасность.              

Вадим ШУВАЛОВ, фото amic.ru






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.