16+

Lentainform

О чем должен думать хороший руководитель во время кризиса

18/06/2015

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Считается, что кризис – это даже полезно, потому что способствует обновлению. Людей увольняют, а они обнаруживают новые таланты – играли вы двадцать лет на скрипочке Страдивари и не знали, как здорово быть опудривателем клюквы.


          И властям приходится сокращать расходы, и собственники бизнесов начинают крутиться. Исходя из этой логики, тем регионам, где все плохо, будет потом хорошо. А в Петербурге кризис не слишком ощущается, поэтому, может, никакого обновления и не произойдет.

Вот как раз для таких случаев экономист Эндрю Уайлман и написал кучу книг. Мысль там такая: долг каждого руководителя – все время, днем, ночью и во время еды,  думать о том, как бы сократить затраты. Понятно, что когда всё плохо – любой дурак их начнет сокращать. А вот когда всё хорошо – тут большая сила воли нужна. Потому что никто сокращать не любит. И нигде этому не учат.

Скажем, в британском руководстве для менеджеров перечислены 14 задач лидера. 13 из них относятся к приятным вещам – инновации, построение команды, социальная ответственность. И только одна задача связана с расходами, и та робко названа «рационализацией».

Что должен делать хороший, то есть все время думающий, как бы чего сократить, руководитель? Услышав слово «стратегический», он должен немедленно насторожиться. Приходит к нему директор по продажам и говорит, что клиент такой-то для компании – стратегический. Это значит, что клиент обещает громадные продажи, но сначала ему надо дать большие скидки. Руководитель тут же должен предположить, что:

а) директор по продажам водил этого клиента по ресторанам несколько месяцев и теперь должен отбить затраты; б) если пойти на поводу у стратегического клиента, в следующем году он захочет еще больших уступок; в) об этом станет известно всем его конкурентам, и они потребуют такого же. Лучший выход в такой ситуации – позволить конкурентам увести этого клиента.

Не лучше стратегического клиента – выражение «стратегические инвестиции». Тут надо, говорит Уайлман, просто не  обращать внимания на пустую болтовню о рыночном позиционировании и будущей стоимости опционов.

Еще надо тысячу раз подумать, принимая решение о найме даже самого недорогого нового сотрудника. Потому что как только человека зачисляют в штат, тут же запускается процесс повышения заработной платы и продвижения по служебной лестнице (по крайней мере, так у них, на Западе).

И там же сотрудники всех фирм и ведомств обожают жаловаться начальству, что их не ценят, не вознаграждают и не продвигают. Кстати, в случае таких жалоб руководителю советуют никогда сразу не говорить «да» и всегда брать на размышление не меньше трех месяцев. И еще никогда не говорить «возможно» – это всеми понимается как «да».

Ну и, понятно, что без личного примера, который начальник должен показывать подчиненным, никуда не деться. Лучше всего его демонстрировал миллиардер Сэм Уолтон – в командировках он всегда делил гостиничный номер за $ 50 в сутки с местными менеджерами Wal-Mart.

Еще замечательная идея – превратить расходы в доходы. Например, у круизной компании куча денег уходила на уборку кают. А потом менеджеры этой компании решили не платить за уборку, а наоборот – продавать право на обслуживание кают среди индивидуальных предпринимателей. Поскольку пассажиры обычно оставляют уборщикам неплохие чаевые. И все получилось.

Подводя итоги: что должны делать городские власти, даже если кризиса нет. 1) Опасаться всего стратегического. 2) В командировках жить по двое. 3) Не принимать никого на работу. 4) Пытаться расходы превратить в доходы.

Умные люди тут  нам скажут, что  городские власти уже давно идут по этому пути – вот, скажем, платные парковки ровно такая история. И могли бы как раз в кризис с платными парковками погодить. А на это городские власти должны были бы ответить еврейской притчей.

Про то, как однажды, читая Талмуд, ученики дошли до места, рассказывающего о том, что у грудного ребенка по каким-то там причинам умерла мать. И бог совершил чудо – у отца ребенка выросли груди, наполнились молоком, и отец выкормил ребенка. Один ученик задал раввину вопрос: «Ребе, вместо такого сложного чуда не проще ли было богу дать отцу денег? Ведь на деньги можно купить молока!» Раввин рассердился: «Безбожник! Если бог может сотворить чудо, зачем же ему зря транжирить деньги!»         

ранее:

«Народ радуется ответам Путина, и не хочет от него большего...»
Можно ли разоблачить русского шпиона на Украине с помощью детектора лжи
Надо ли быть идиотом, чтобы писать идиотские письма
«Вернулся из Узбекистана. Хорошая страна, забавная...»
Шесть советов, которые помогут нашим чиновникам пережить отставку