16+

Смогут ли водители разобраться с ДТП без помощи ГАИ после 1 июля

23/06/2015

Смогут ли водители разобраться с ДТП без помощи ГАИ после 1 июля

С 1 июля вступают в силу изменения в Правила дорожного движения. Теперь водители не должны ждать, когда к ним приедет инспектор ДПС – он не приедет, а все делать самостоятельно. Главное – побыстрее убрать машину с дороги. Замешкавшихся обещают штрафовать на 1000 рублей.


          Изменения внесли в пункты 2.5–2.6 Правил дорожного движения. Особо важен пункт 2.6.1. Теперь там написано, что  «если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

То есть если в ДТП есть пострадавшие – все по-старому. А если пострадало только имущество, т.е. автомобили, то разбираться на месте надо самим: «вред причинен только имуществу». Тут возникает два возможных сценария: если столкнувшиеся водители  согласны друг с другом в вопросе, кто виноват, то они вообще не извещают  полицию, а оформляют европротокол.

Пока он в России не пользовался популярностью. К нему прибегали в 10–20% случаев (в зависимости от  региона). Водители ему не доверяли, опасаясь, что страховые компании к чему-нибудь начнут придираться. Хотя количество отказов в выплате в среднем по всем страховым компаниям составляет около 4 процентов, страховщики не ведут отдельных подсчетов, сколько отказов было при оформлении водителями европротокола.

В случае спорной ситуации попавшим в ДТП автомобилистам предлагается,  зафиксировав обстоятельства ДТП и убрав машины с дороги, звонить по 112 и  следовать полученным указаниям. А указания, скорее всего, будут такие: явиться на ближайший пост ДПС или в территориальное подразделение ГИБДД и там предъявить сделанные фотографии.

Пока у автомобилистов есть вопросы: сумеют ли водители самостоятельно правильно зафиксировать положение машин на дороге? Не будут ли требовать страховые компании ждать аварийного комиссара и не трогать машины до его приезда?

На последний вопрос нам ответил Владимир Тиняков, руководитель Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование»:
– Страховые комиссары будут выезжать на место аварии, в том числе когда машины уже переместились на обочину, чтобы не мешать другим участникам движения. Страховщики вообще не ждут каких-то существенных изменений. Разве что возрастет число попыток мошенничества – теперь оформить липовое ДТП станет немного проще. Хотя практика работы служб безопасности страховых компаний подтверждает, что это не станет препятствием выявлению и доказательству мошенничества. Это доказал опыт работы с европротоколом. А для автомобилистов, надеемся, жизнь станет легче, и пробок поубавится.

Комментарии:

Андрей Н., инспектор ДПС

– Сотрудникам ГИБДД уже объяснили, как действовать после 1 июля?
– Нас никто не предупреждал особо, что грядут такие изменения. Но на самом деле для инспектора важно не то, что написано в «Российской газете», а то, что говорят утром на разборе. Скажем, нас регулярно посылали ловить «встречников» на одном участке возле аэропорта «Пулково». А формально эта территория является прилегающей, а на прилегающей территории свои правила, там встречки как бы вовсе нет. В общем, мне кажется, что людей будут постепенно приучать к тому, что на мелкие ДТП инспектор не ездит. Закон для этого есть, скоро будут инструкции для нас и для водителей. Согласитесь, что это все – ради вашей безопасности. Когда у вас ДТП на КАДе, лучше убраться оттуда поскорей, а не ждать инспектора.

Владимир Гарнин, адвокат

– Научатся наши люди самостоятельно оформлять ДТП?
– Это правильный закон, своевременный, это единственный вариант борьбы с пробками. Чтобы он заработал, надо просто в автошколах ввести курс по оформлению ДТП: что фотографировать, с каких ракурсов, как вписывать свидетелей. В ПДД написано, что водитель всегда может прибегнуть к помощи других лиц, в том числе  может попросить кого-то блокировать на несколько секунд дорогу, пока он бегает с фотокамерой. В Петербурге сейчас неплохо развита система уличного мониторинга: каждое второе ДТП наверняка попадает в поле зрения уличных камер. И даже если учесть, что половина из них не работает, эти камеры в теории здорово облегчают жизнь.

– Неужели так просто получить запись с полицейской камеры?
– Нет, конечно. Даже адвокату. Федеральный закон об адвокатуре позволяет запрашивать эту информацию, но по этому же закону на запрос можно отвечать в течение месяца, а запись хранится 10 дней. Я все больше убеждаюсь, что это выгодно кому-то: чинить такие препятствия.

– Что делать водителю, если он хочет дождаться аварийного комиссара?
– Думаю, с новым законом аварийные комиссары сойдут на нет. Все равно они работали в пользу своей компании, а не водителя.

Кстати

19 июня вступили в силу поправки в законодательство, запрещающие эвакуировать автомобиль на штрафстоянку за неправильную парковку, если водитель появился на месте до того, как эвакуатор начал движение. При этом инспектор ГИБДД должен находиться на  месте погрузки, пока эвакуатор с автомобилем-нарушителем  не уедет.

Одновременно усилена ответственность за нарушение правил остановки автомобилей на местах для инвалидов. Штраф увеличен до 5000 рублей, и разрешена принудительная эвакуация таких автомобилей.             

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform