Попасть в основу «Зенита» не могут даже воспитанники зенитовской академии. А ведь готовят футболистов и другие клубы – молодым игрокам не остается ничего другого, как уезжать из Петербурга в другие российские города или за границу. Самый свежий пример – центральный защитник Томас Рукас.
Воспитаннику футбольного клуба «Автово» нет еще 19-ти, а он успел уже поиграть в Новосибирске за вторую команду «Сибири», в Москве за «Локомотив», в Португалии – за «Лейрию», а теперь перешел в «Хетафе», клуб второго испанского дивизиона, знавший еще недавно и лучшие времена. Между прочим, Томаса, как и его брата-близнеца Андрюса Рукаса, хорошо помнят в «Зените». Точнее, в СДЮШОР «Зенит», одной из ведущих футбольных школ Петербурга. Сыновья литовца и русской занимались здесь в детских и юношеских командах у Сергея Романова, воспитавшего Александра Кержакова. Но в итоге братья вернулись в родное «Автово», где начинали свою футбольную жизнь. Это бывает – когда игроки раскрываются не сразу, тем более защитники, а оба брата играют в этом дефицитном для отечественного футбола амплуа. Андрюс в этом сезоне выступал за молодежный состав московского «Динамо» и стал в его составе победителем молодежного первенства премьер-лиги, а Томас пытается покорить Европу. Не без помощи «Автова».
«Перейти из детско-юношеского футбола во взрослый в Петербурге очень тяжело. Между спортивными школами и профессиональным футболом – пропасть», – говорит президент клуба Артем Савкин, наладивший контакты с одним из российских футбольных агентств. Хозяева этого агентства являются владельцами португальской «Лейрии» и обкатывают здесь перспективных футболистов. В надежде, что с ними подпишут контракты клубы посолидней. Вот и за Рукасом, которого заметил «Хетафе» (защитник отдан в аренду на год с правом выкупа), как говорят, скоро поедут на Пиренеи и другие воспитанники «Автова». Впрочем, они далеко не первые ласточки. В Испании уже пробовали себя воспитанники зенитовской школы Резван Умаров и Андрей Блынду (один в «Эльче», другой в «Эркулесе»), но со временем вернулись обратно в Россию. Как уверяют занимавшиеся их трансферами агенты, только из-за языкового барьера. Умаров не заговорил по-испански даже за два с лишним года пребывания в стране.
В этом плане «Коломягам» (они налаживают похожие контакты с рижским «Сконто») будет проще. На футбольном поле там вовсю говорят по-русски. Троих своих игроков этот клуб в Ригу уже отправил.
Из тех, кто недавно стал легионером, отметим еще Артема Симоняна. Воспитанник зенитовской СДЮШОР уже успел дебютировать за сборную Армении – может быть, там его увидели селекционеры одного из лучших клубов Швейцарии. Артем пока выступает за вторую команду «Цюриха», но в ней он на виду. Поскольку парню только двадцать, у него есть перспективы.
Петербургских футболистов можно легко обнаружить в финских и эстонских командах, целая колония наших земляков собирается в Польше. Один из самых перспективных игроков молодежной команды «Зенита» своего возраста Павел Комолов после поездок в Литву и Грецию сейчас играет за «Белхатув» из одноименного города. По словам самого полузащитника, ему хотелось бы, конечно, выступать в Германии, но вариант с Польшей тоже неплох, потому что на игры ходит немало зрителей, а новые стадионы, оставшиеся после Евро-2012, создают хорошую атмосферу. Роланд Гиголаев, состоявший в системе «Зенита», минувший сезон провел в «Рухе» из Хожува.
Но есть и такие, у кого география перемещений еще экзотичнее. Воспитанник «Коломяг» 28-летний нападающий Евгений Кабаев не нашел себе профессиональную команду по окончании детско-юношеской школы, поездил по близлежащим странам и попал в итоге в индонезийский клуб «Персиджа». В этом государстве футбол настолько популярен, что на матчи в среднем ходит по 50 тысяч человек и даже на тренировки собирается больше зрителей, чем на матчи первого дивизиона в России. Впрочем, и жителей в Индонезии немало – порядка 250 миллионов. А петербуржец Кабаев у них звезда – 39 голов в 40 матчах последнего национального чемпионата. Это что-то на уровне Месси и Роналду.
Удивительная судьба и у вратаря Марка Рютина, начинавшего в «Царском Селе» и затем игравшего за «Московскую Заставу». Продолжить профессиональную карьеру он пытался в Германии и Израиле, параллельно работая то официантом, то фитнес-инструктором, затем нашел себе команду в Молдавии, откуда перебрался в датский «Ольборг», довольно солидный по европейским меркам клуб. Пробиться петербуржец, правда, смог только во вторую команду, а так как любит быть исключительно первым, не побоялся переехать на Фарерские острова, где защищает ворота прежде неизвестной нам «Скалы».
Сергей ЛОПАТЕНОК
- Шендерович - о том, почему футболисты молчат, когда им хамят чиновники
- Журналисты назвали кандидатов на замену Капелло
- «Новым тренером нашей сборной должен быть россиянин: никаких варягов, достаточно с варягами мы намучались»
- Как уходят президенты в РФС и в ФИФА: сходства и различия
- Журналисты выяснили пикантные подробности из жизни экс-главы ФИФА Блаттера
- Жизнь "иноагентов" сделают в России такой же невыносимой, как "лишенцев" в эпоху Сталина
- Поменяйте слово «русский» на «блек пипл» или «еврей». Чем это отличается от расизма?
- Телефонные мошенники никуда не делись! Они уже украли у нас 3 с лишним миллиарда рублей
- Наследники российских вождей подрастают и занимают важные посты
- К 2024 году в Петербурге не останется «замороженного» долгостроя. Так сказал Путин
- Петербуржцев стало на 6 тысяч меньше. Нас теперь 5 миллионов 378 тысяч
- Отказ Смольного от проекта «Мегалайна» лишил Петербург более чем 15 тысяч рабочих мест
- Смольный предпочел видеть в Горской яхт-центр, а не деревню айтишников
- Рынок IT-специалистов: вакансий все меньше, желающих все больше
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных