16+

Что делать, если вы решили продавать майки с изображением «Медного всадника»

25/06/2015

Что делать, если вы решили продавать майки с изображением «Медного всадника»

С некоторых пор российское законодательство разрешает художнику получать процент с суммы перепродажи своего творения. Эти изменения в Гражданский кодекс РФ были нервно восприняты участниками арт-рынка. Но пока никаких скандалов не случилось.


         Правда, в мае Российское авторское общество решило, что надо активизировать деятельность УПРАВИС – партнерства, которое управляет «правом следования» в отношении живописи и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

Изменения в Гражданский кодекс РФ, которые касаются защиты авторских прав художников, вступили в силу прошлой осенью. В частности, речь идет о так называемом «праве следования» (ст. 1293 ГК РФ), то есть праве, по которому автор произведений изобразительного искусства получает  определенный процент в случае перепродажи своего творения. Размер вознаграждения, которое обязан платить продавец, составляет 5%, если цена произведения не превышает 100 тысяч рублей. При более высокой цене установлена прогрессивная шкала: при стоимости свыше 17,5 млн руб. – 305,5 тыс. рублей плюс 0,25% от суммы, превышающей 17,5 млн. Санкции за нарушение закона – до 5 млн рублей.   

Новая редакция закона дает автору право требовать вознаграждение при любой перепродаже с участием посредника (к ним добавились индивидуальные предприниматели). Именно это новшество породило опасения. Но опрошенные нами коллекционеры и адвокаты считают, что статья труднореализуема (ее даже называют юридической фикцией), поэтому никаких последствий и не имела.

Как автор сможет проследить судьбу своей картины, если продавец его произведения, посредник и покупатель встретятся на квартире и обо всем договорятся, причем эта договоренность не будет оформлена договором и фактически осуществлена физическими лицами?

Куда более насущной экспертам кажется проблема воспроизведения живописи. «Срок давности», позволяющий безвозмездно использовать изображения произведений в коммерческих целях (даже владельцам произведений, включая государственные музеи), в ГК остался прежним – 70 лет после смерти автора. Это означает, что работы художника Леонида Пастернака и ювелира Рене Лалика, которые покинули этот мир в 1945 году, можно спокойно печатать в книгах и тиражировать на одежде с 1 января 2016 года.

«Не спешите с выводами», – предупреждает Марина Цыгулева, начальник юридической службы Государственного Эрмитажа. В ряде европейских стран, в том числе и в России, существует специальное музейное законодательство. Оно, в частности, запрещает воспроизведение в коммерческих целях предметов, принадлежащих музею, без его согласия. К примеру, не так давно Эрмитаж выиграл многолетний судебный процесс, связанный с незаконным коммерческим использованием изображения картины Гейнсборо «Дама в голубом».

Больше того, в российских законах говорится не только о музеях, а про «организации культуры» любой формы собственности.

Запрет на воспроизведение касается и произведений, находящихся в публичном пространстве. Если кому-то придет в голову продавать майки с изображением «Медного всадника», то он должен спросить разрешение у Музея городской скульптуры. А если не хочет спрашивать? Но и не хочет нарушать закон, чтобы не платить 5 млн или двойную стоимость контрафакта, даже если он не был реализован?

Тогда надо сфотографировать панораму Сенатской площади, уменьшив «удельный вес» царя на коне. И можно делать майки уже на основании ст. 1276 ГК РФ, которая  допускает свободное использование произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.            

Вадим ШУВАЛОВ, фото zenitshop.ru









Lentainform