16+

«Все нелепые памятники надо не снести и выбросить, а переместить в музей под открытым небом»

26/06/2015

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Начну с того, что четыре предложения главного архитектора В.А. Григорьева, в принципе, правильные и в сумме претендуют на комплексный подход к решению проблемы, которая на самом деле существует. Для меня самым главным тут вообще является само признание проблемы.


           Но тогда надо действовать логично и не просто упорядочивать установку новых памятников, но сначала всерьез разобраться с теми монументально-декоративными объектами, которые были установлены ранее, особенно обильно в 2002–2003 годы. Причем не только самовольно. 
 
Возьму самый острый (и с политической, и с эстетической точек зрения) пример: памятник Низами, открытый 9 июня 2002 года согласно распоряжению губернатора в присутствии президентов России и Азербайджана – В. Путина и Г. Алиева. Стоит объект в сквере на Каменноостровском пр. К Петербургу персидский поэт и мыслитель Низами (1141–1209), естественно, отношения не имел, самое смешное, что к Азербайджану – тоже, этот перс был «подарен» Сталиным Азербайджану к 1941 году, когда праздновали его 800-летие (надо было, чтобы у всех советских республик был свой символ древней культуры). С эстетической точки зрения памятник также ничего собою не представляет. Таких примеров много: Брусилов, Джамбул, Екатерина II в Пушкине, Каподистрия, Маневич, Неллиган, Тукай, Шевченко… Вплоть до совсем уж нелепых объектов: композиции «Прибыл на каникулы» перед Суворовским училищем на Садовой улице и памятника «Русской гвардии Великой войны» перед Витебским вокзалом. Последние два объекта поставлены на территории памятников архитектуры и потому незаконны в принципе.
 
Поэтому надо быть честными и начать с чистки среды. Т.е. все это надо убрать в специальную зону – давно предлагаю парк 300-летия Петербурга, куда один нелепый венесуэльский подарок уже приткнули. Для этого надо разработать проект музея под открытым небом и разместить в соответствии с проектом ландшафтных архитекторов такого рода объекты. Не снести и выбросить – ни боже мой! – а переместить в специальное арт-пространство. Сейчас в парке 300-летия делать нечего, а в такой музей люди поедут, я уверен. 
 
А вот после этого появится и место для новых памятников тем, кто безусловно связан с историей Петербурга. Потому что сегодня ставить памятники в историческом центре просто некуда. 
 
Что касается «голосования списком», то есть опасение, что будут выполнять план и поставят тщательно отобранный третий сорт. Сразу возникнут вездесущие Горевой и Нейман, а также троица московских умельцев во главе с З. Церетели, А. Рукавишниковым и С. Щербаковым. Поэтому предлагаю: только закрытые конкурсы и только для наших петербургских скульпторов. 
 
А вообще все зависит от конкретного проекта и места. Нужны художественные идеи. Кстати, давно есть ясность с памятником Блоку работы Евгения Ротанова – и с местом, и с проектом, утвержденным Градостроительным советом. С этого памятника и можно начать. А дальше вопросы: почему Врубель, а не Малевич? Почему Анна Павлова, а не Уланова? Бродский, а не Мандельштам? И уж, конечно, смешно иметь в списке Льва Гумилева, паранаучного в той же степени, что и популярного. Серьезней как-то надо к делу подходить, господа… 
 
На закуску протежирую еще один проект, доброкачественный во всех отношениях: памятник Кириллу и Мефодию работы скульптора А. Архипова, который логично установить перед новым зданием Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.                 
 
ранее:
 

«Радостное известие: памятник генералу Краснову, который сотрудничал с нацистами может появиться в Петербурге»
Все, что показывали об Украине на ТВ, но боялись сказать
«Телеведущий Дмитрий Киселев не понимает, что в своих программах он уже пародирует сам себя»





3D графика на заказ







Lentainform