18+

В Таллине русские воюют по обе стороны фронта

24/06/2015

Россия и Швеция решили на один день продлить Северную войну, вроде бы закончившуюся почти два века назад победой русских. По этому поводу в Таллин был введен очень ограниченный контингент двух армий.

         В толпе туристов, съехавшихся в столицу Эстонии на Дни Старого города, ходили смутные слухи, что где-то принимают ставки на исход сражения. Чтобы не рисковать, я выбрал желто-синего воина с самой шведской физиономией и спросил напрямую: кто победит?

– Да кто ж его знает! – ответил швед на чистом русском языке с московским аканьем. Оказалось, что вся шведская армия в количестве двух десятков бойцов прибыла из Москвы. Русское войско и пятеро казаков с тремя пушками – из Петербурга. Особняком держался некто в богатой шубе, с булавой и оруженосцем, – видимо, примкнувший к шведам гетман Мазепа. Его прогнозы сводились к лозунгу: «Слава Украине!» – он с самого утра поднимал боевой дух кружка за кружкой.

Не подвели женщины.

– Кого Таллин заказал, тот и победит, – на том же чистом русском языке сообщила мне дама в кринолине.
– А кого он заказал, то есть кто победит?
– Шведов, конечно!

Противники выстроились на Ратушной площади, дали залп из мушкетов. Ведущий, почему-то в костюме Джека Воробья, объявил начало военных действий, и обе армии нестройными рядами двинулись  на поле сражения за стену Старого города. Замыкал шествие гетман, лицо которого приобретало все более багровый оттенок.

Пока две армии строились, смыкая и размыкая ряды, Джек Воробей давал исторический бэкграунд.  Делал он это поочередно на трех языках – русском, эстонском и чуть-чуть английском. Русский доминировал.

Хотя, по данным таллинских отельеров, количество туристов из России снизилось процентов на 70, даже поезда в Москву и Петербург отменили из-за убыточности, на улицах Таллина русская речь слышна чаще эстонской. Хотя молодые эстонцы русский не знают – когда пытаются помочь приезжему, русские слова находят с трудом, предпочитают английский.

Джек Воробей на трех языках сделал главное объявление: сейчас будут палить из пушек. Закрывайте уши, открывайте рот, берегите детей! Дети послушно прижали ладони к ушам, после чего выяснилось: дыма от пушек  больше, чем грохота. Под прикрытием дымовой завесы армии двинулись навстречу друг другу. Бойцы через одного – видимо, согласно сценарию – картинно падали на траву. Полковой доктор с чемоданчиком обходил упавших и командовал, кого тащить в лазарет. Наиболее реалистично выглядел мародер, стаскивающий сапоги с убитых.

Когда дым рассеялся, оказалось, что главнокомандующие уже обо всем договорились: битва закончилась вничью, заключен мирный договор. Женский прогноз оказался неверным.

Кстати


Если кому-то кажется, что он знает в Таллине уже все, то он ошибается. Углубиться в его историю теперь можно в буквальном смысле – по крутой лестнице из башни Кик-ин-де Кёк в лабиринт подземных галерей. Долго этот военный лабиринт был засекречен, потом заброшен и залит водой. Только недавно тоннели стали доступны для посещения. Каждый год реставраторы продлевают осушенную часть на несколько десятков метров. Машина времени здесь раскручивается назад. Вот начало XXI века – последний бездомный покидает подземелье. 1990-е – в галереях репетируют непризнанные рок-группы. 1950-е – убежище на случай ядерной войны.  1944-й – тысячи  жителей Таллина прячутся здесь от бомбежек. И так шаг за шагом – вглубь веков до момента, когда в крохотных камерах заточали особо важных преступников.

Надоело мрачное прошлое – на два века вперед увезет футуристический поезд, из окон которого открываются альтернативные варианты будущего. Самое последнее пополнение туристического маршрута, куда пускают только по специальной заявке, – тупиковая ветвь тоннеля в сторону башни Длинный Герман. Здесь нет освещения, идти можно только с очень слабым фонариком. Всё потому что в этом тоннеле живут редкие паучки, по стенам тоннеля висят белые коконы с многочисленным потомством.

Если начался приступ клаустрофобии, добрая девушка раскрутит штурвал бронированных аварийных затворов и выпустит вас наружу – к свету!           

Александр ЧИЖЕНОК, фото автора