16+

Почему в России работодатели не любят нести корпоративную социальную ответственность

01/07/2015

Почему в России работодатели не любят нести корпоративную социальную ответственность

Те, кто, получив от работодателя полис ДМС, считает, что его жизнь удалась, – неправы. Потому что на Западе считают, что одного медицинского полиса мало. Что предприятия должны вкладывать деньги в корпоративную социальную ответственность. И эти вложения в итоге окупятся.


            КСО – это не благотворительность

В мире дискуссии о корпоративной социальной ответственности  (для краткости  – КСО) ведутся достаточно давно: уже порядка 50 лет. Вообще-то в СССР все это, хотя и под другими названиями, тоже было, и даже раньше, чем на Западе. Но в 1990-е работодателям стало не до того, и полезные навыки быстро забылись.

Вплоть до сегодняшнего дня на вопрос: «А что у вас с  КСО?» стандартный ответ руководства большинства отечественных компаний таков: «Ну, мы занимаемся благотворительностью…»

«До сих пор не пришло понимание того, что КСО – это вообще-то про бизнес, а не про благотворительность, – говорит директор Центра корпоративной социальной ответственности PricewaterhouseCoopersЮрий Благов. – Но важнейшая заинтересованная сторона бизнеса – персонал. А в приоритете у персонала всегда вопросы здоровья».

Директор по маркетингу СК «АльфаСтрахование Медицина» Егор Сафрыгин рассказывает: в 2014 году эта компания провела большое количество конференций и поняла, что у многих компаний – и больших, и средних, и даже малых – есть большой интерес к программам оздоровления персонала и к инвестициям в его здоровье.

До такого подхода созрели в первую очередь самые продвинутые фирмы России (прежде всего западные по своим корням), но ДМС 15–17 лет назад тоже начиналось именно с таких фирм, а потом за каких-то лет 5 вошло во всеобщий обиход.

Примеры от продвинутых

Нынешние международные стандарты управления здоровьем персонала вкратце могут быть обрисованы перечислением (не полным) услуг, оказываемых работникам в западных компаниях:

- персональные психологи для тех, кто работает с клиентами (чтобы девочка-продавщица не впала в депрессию из-за необходимости с утра до вечера улыбаться покупателям);

- консультативные программы для желающих бросить курить (просто запретить или шантажировать курильщика стоимостью полиса ДМС – это авторитаризм);

- такие же программы для желающих похудеть и заняться спортом.

Любая теоретическая консультация при малейшем желании работника может легко  быть преобразована в практику путем организации корпоративных спортивных мероприятий.

По свидетельству профессора Гарвардской школы общественного здравоохранения (США) Роберто Луччини, в США, например, оздоровительные программы (wellness program) предлагают своим сотрудникам около 50% крупных и 20–40% малых компаний.

Все вышеперечисленное и в США и в Европе обязательно сопровождается т.н. скринингом –  выявлением заболеваний у клинически бессимптомных лиц путем диагностических исследований, начиная с тестирования и заканчивая взятием крови на анализ и измерением давления (повышенный уровень холестерина и сахара в крови, а также давления признаны сейчас главными угрозами для европейцев и американцев).

Платят за все это, разумеется, работодатели.

Как показало заседание «Здоровье персонала как часть КСО-стратегии российских компаний», проведенное Ассоциацией менеджеров России и компанией «АльфаСтрахование» в Высшей школе менеджмента СПбГУ, в российских компаниях профильные топ-менеджеры (обычно они называются директорами по охране труда, руководителями сектора нематериальной мотивации либо как-то похоже) еще не накопили достаточного опыта для того, чтобы точно подсчитать размер материальной выгоды, полученной их компаниями от программ КСО.

Впрочем, западные эксперты тоже не могут этого сделать. Проблема в том, что расходы на реализацию таких программ подсчитать несложно, но вот выгоду от них – уже трудно. Действительно, в какую сумму можно оценить выгоду от того, что у кого-то не случилось инфаркта (благодаря тому, что компания оплатила ему занятия фитнессом), а кто-то не покончил с собой из-за стресса, вызванного необходимостью с утра до вечера держать дежурную улыбку (благодаря тому, что в магазин 3 раза в неделю приходил психотерапевт-гипнотизер)?

Однако исследование, проведенное в 2008 году в США, показало уровень возврата средств на 1 доллар, вложенный в программы оздоровления персонала, в нескольких компаниях:

Компания    Возврат на $ 1 инвестиций      

Coors    $ 6,15                                                                                                                     
Kennecott    $ 5,78                                                           
Equitable Life    $ 5,53      
Citibank    $ 4,56      
General Mills    $ 3,90      
Travelers    $ 3,40      
Motorola    $ 3,15      
PepsiCo    $ 3,00      
Unum Life    $ 1,81     

Еще один  момент: все вышеперечисленные wellness programна Западе весьма слабо связаны с механизмом медицинского страхования (в Америке это в основном ДМС за счет работодателя, как и у нас, а в Европе – в основном госпрограммы наподобие нашего ОМС, только более качественные).

Конечно, на тарифе ДМС факт наличия в компании wellness programтоже отражается (страховщики дают скидку), но, как утверждает Роберто Луччини, главная цель проведения всех этих мероприятий КСО не получение скидки на ДМС, а просто забота о здоровье персонала, потому что плохое здоровье работников в конечном итоге обходится работодателю намного дороже, чем расходы на программы КСО. Ведь медицинская страховка не избавляет компании от рисков – она просто ослабляет последствия того, что работник заболеет, но не решает саму проблему того, что он может заболеть. Так что к ДМС сотрудников все равно нужно добавлять заботу об их здоровье в рамках КСО, резюмирует Луччини. 

Чего ждать в России

В России корпоративные программы по поддержанию здоровья работников пока распространены меньше, чем собственно ДМС. Купив сотруднику такой полис, работодатели чувствуют себя полностью выполнившими свои социальные обязанности. Теоретически какие-то wellness programмогли бы входить в программы корпоративного ДМС и даже оплачиваться за его счет, однако пока такому сращению ДМС и КСО мешают несколько причин.

Егор Сафрыгин («АльфаСтрахование Медицина») объясняет: главное различие российских и западных компаний заключается в том, что в России к wellness-программам относятся как к затратам, а не как к инвестициям в персонал. Кроме того, полноценная, реально работающая программа по управлению здоровьем персонала может быть создана только тогда, когда между клиентом и страховой компанией заключаются многолетние (трех-пятилетние)  договоры ДМС, когда страховщик сначала затрачивает время и силы на выявление болезней сотрудников, а прибыль начинает получать с третьего года, а компания-клиент, соответственно, готова через те же два-три года видеть реальный результат от внедрения этих программ.

«У нас же в стране пока преобладают однолетние контракты корпоративного ДМС, при которых у страховой организации пропадает стимул проводить качественные исследования здоровья сотрудников: ведь через год снова будет тендер, и предпочтение может быть отдано в пользу другого страховщика, который предложит более низкую цену», – вынужден признать Сафрыгин.

В свою очередь управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Владимир Яковлев полагает, что сочетать  wellness program и ДМС все-таки возможно, но только для крупных клиентов, работать с которыми страховщику выгодно. В частности, эта компания предлагает своим клиентам такие услуги, как «скрининг стресс-аудит» (исследование, которое позволяет им провести оценку психологического климата в коллективе, выявить стрессогенные места работы и получить рекомендации по улучшению климата и профилактике проблем в будущем; телефонную службу психологической поддержки (рекомендации психологов по вопросам детско-родительских отношений, семьи и брака, возрастных кризисов, проблем личностного роста, адаптации в коллективе и т.п.); систему health-management (включает оценку статистики заболеваний на предприятии, оценку факторов риска заболеваемости, подбор соответствующей wellness-программы и перечня медучреждений); прием офисного врача по выявленным случаям и направление пациентов на обследование и на прием к специалистам.

Кроме того, этот страховщик готов включить в свои программы ДМС ряд профилактических услуг: вакцинацию (от гриппа, гепатита, клещевого энцефалита и т.д.); профилактические медицинские осмотры в объеме, согласованном с клиентом или же предусмотренном нормативными актами; обеспечить наличие офисного врача, в обязанности которого входит постоянный мониторинг уровня заболеваемости коллектива; проводить «Недели здоровья», сочетающие забор анализов, выездные приемы врачей-специалистов и проведение лекций по здоровому образу жизни, конкурсов медицинской тематики и т. д.

Все эти услуги оказываются формально бесплатно, но только для коллективов, в которых работает 200 человек и более.

«Можно, конечно, подсчитать, столько это стоит для малого бизнеса, но такая информация немного исказит общую картину, т.к. большинство застрахованных по ДМС – все-таки средние и крупные предприятия», – пояснил Владимир Яковлев.             

Алексей КРЫЛОВ








Lentainform