18+

Владимир Познер – об отношениях власти и тех, кто остался за границей после развала СССР

06/07/2015

Русские, оказавшиеся «за бортом» после развала СССР, попали, конечно же, в очень трудное положение.

               Они были поставлены перед выбором: либо покинуть насиженные места и вернуться в собственно Россию, то есть, начать с нуля в смысле поиска места жительства и работы, либо остаться там, где они были, но уже не как главенствующая нация, которая не считала нужным учить местный язык и соблюдать местные традиции, а с тем, что «встроиться» в новые обстоятельства.

Как мы знаем, большинство русских, которые жили в среднеазиатских республиках, вернулись: жить там в новых обстоятельствах оказалось делом почти невозможным. Те же русские, которые жили в Балтии, остались там – хоть и жаловались. Многие из них, выучив язык, стали гражданами, членами Евросоюза, и могут ездить по Европе, жить и работать, где хотят. Они вовсе не стремятся возвратиться в Россию.

Что до поддержки, то я не очень понимаю, о чем речь. Понятно, если бы русских в бывших советских республиках преследовали, если бы угнетали их, не дай бог совершали акты насилия против них – тогда, конечно, России надо было бы вмешаться. Если бы они хотели вернуться в Россию, то надо бы и в этом случае помочь, пойти им на встречу. А если они живут себе так, как хотят, и там, где хотят, о какой поддержке речь?

И последнее: Если бы эти люди были нужны России, то российская власть в лице президента и Госдумы должны были бы дать им знать об этом: призывать их вернуться, предлагать им какие-то условия (как делает Израиль в отношении евреев), но этого не было и нет, поэтому я сказал бы, что все словеса о том, как нам дороги русские, живущие «там», все заверения в готовности защитить их «в случае чего», – не более чем бессовестный политический популизм.               

Владимир ПОЗНЕР, фото: astfutur.ru