16+

Какой товар в Петербурге самый некачественный

07/07/2015

Какой товар в Петербурге самый некачественный

У Петербургского Центра контроля качества – новый директор. Ростислав Шипицын. Проработав сто дней, он объявил, что центр теперь будет жить по-новому: получит больше полномочий и станет активнее. Горожан призывают чаще жаловаться на все некачественное. Какие продукты в Петербурге самые некачественные? – узнал «Город 812».


           Масло не масляное

СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров, работ и услуг» (ЦКК) подчиняется Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Центр принимает жалобы от горожан на все некачественное. Если жалоба подтверждается – ЦКК сигнализирует в Роспотребнадзор, который наказывает провинившихся.

Петербургский Центр существует 23 года, он единственный в стране. В других регионах  помимо общественников  за качеством товаров и услуг следит только Роспотребнадзор. Но проверки, которые проводит это ведомство, похоже, не дают реальной картины. Например, по Петербургу статистика выявленной Роспотребнадзором некачественной продукции заметно отличается от данных петербургского Центра контроля качества. У Роспотребнадзора цифры меньше, соответственно, картина выглядит благополучнее.

Самым некачественным товаром в Петербурге оказалось сливочное масло. По данным ЦКК, в каждой второй пачке – подделка. Как сообщила «Городу 812» начальник испытательной лаборатории Людмила Гамова, несоответствие реального состава заявленному на этикетке обнаружилось у 48% проверенных образцов.

– Недавно исследовали образец сливочного масла. На упаковке написан состав: «пастеризованные сливки». При проверке выяснилось, что молочного жира там меньше пяти процентов! – рассказала Людмила Гамова.

В целом (по данным ЦКК за первое полугодие 2015-го) некачественным в Петербурге оказался каждый четвертый образец молочки. Роспотребнадзор называет другие цифры. В конце мая глава этой федеральной службы Анна Попова заявила, что доля фальсификата в молочной продукции составляет не более 10%. В доказательство она привела в пример Петербург, где при проверке растительный жир обнаружился только в двух образцах из 22.

Расхождение в статистике объяснил замглавы Комитета по развитию предпринимательства Петербурга Александр Герман. По его словам, Роспотребнадзор обычно за три дня предупреждает о том, что идет с проверкой. Понятно, что магазины к ней готовятся – все подозрительное с полок убирают. А Центр контроля качества приходит внезапно, по жалобе потребителя. Поэтому и цифры у них честнее.

Другой распространенный способ обмана потребителей, выявленный ЦКК, –  занижение на этикетке количества жира и завышение содержания белка. Часто производитель жульничает, указывая калорийность ниже, чем есть на самом деле. Потому что так продукт лучше покупают. По словам Людмилы Гамовой, был случай, когда на упаковке творога написали «низкокалорийный», хотя жирность продукта зашкаливала за 20%.

Всего за первое полугодие 2015-го ЦКК получил больше двух тысяч жалоб. Картина на продовольственном рынке города сложилась  дикая: шанс купить некачественную еду в Петербурге сегодня выше, чем один к четырем.

Качество продуктов падает. Каждый четвертый образец птицы и полуфабрикатов не соответствует стандартам. Вероятность купить несъедобную колбасу, мясо или фарш еще выше: каждый третий образец из проверенных – некачественный. Нарушений по качеству рыбы, морепродуктов – 28%.

Где покупать безопаснее – в гипермаркетах, магазинах формата «у дома», у фермеров? Однозначного ответа у экспертов нет. Нарушения встречаются везде. По словам Людмилы Гамовой, в крупных сетях уделяют больше внимания контролю, но проверить каждую пачку масла всех поставщиков там не в состоянии. Поэтому, основываясь скорее на опыте, чем на статистике,  эксперты рекомендуют покупать товары собственных торговых марок сетей. За их производством, как правило, осуществляется жесткий контроль со стороны сети.

По словам Ростислава Шипицына, количество жалоб от горожан на качество товаров и услуг в течение последних лет остается практически неизменным – примерно по четыре тысячи в год. Шипицын советует жаловаться чаще. Для потребителей открыта «горячая линия»  по телефонам: 274-12-37, 274-12-41. Можно обратиться туда или направить жалобу по почте или через сайт.

Просроченный имидж

Новый директор Центра контроля качества 28-летний Ростислав Шипицын (бывший глава петербургского Центра развития и поддержки предпринимательства) намерен изменить концепцию работы ЦКК. Отныне центр будет быстрее и активнее реагировать на жалобы горожан, улучшит свой сайт, купит новое оборудование для лаборатории, а также получит новые полномочия – право управлять городскими ярмарками.

Первое новшество грозит ярмаркам: весь товар, который там продается, теперь будет проверяться в лаборатории ЦКК. До сих пор качество товаров на ярмарках никак не контролировалось.

Кроме того, ЦКК примет участие в работе по созданию в Петербурге реестров добросовестных производителей. Он будет тестировать образцы продукции, а Комитет по потребительскому рынку – на основе  экспертиз – давать рекомендации, у каких производителей хорошо закупать продукцию, а у каких – не стоит. Сейчас создается рабочая группа по качеству школьной формы. ЦКК будет исследовать качество материалов, из которых ее шьют. А комитет – рекомендовать производителей, у которых ее нужно заказывать.

Другой проект молодого директора – ребрендинг «Петербургской марки качества».  Она существует с 2006 года. Предполагалось, что производители будут биться за ее получение, так как это даст марочной продукции преимущество на рынке как более качественной. Но популярностью «Петербургская марка» не пользуется. За десять лет ее получили всего 60 товаров. Директор Шипицын хочет поменять ее логотип и имидж. 17 июня ЦКК объявил   народный конкурс на создание нового логотипа. Принять участие могут все желающие. Итоги подведут 24 июля. В ЦКК этот проект называют стратегическим, реализуемым в рамках программы импортозамещения.

Чтобы получить «Петербургскую марку качества», производителю придется заплатить примерно  30 тысяч рублей – за экспертизу товара, претендующего на ее получение. В ЦКК считают, что марка даст возможность наиболее быстро выйти на рынок.

Кстати

В пятницу Владимир Путин призвал прокуратуру, Роспотребнадзор, ФАС и другие структуры в условиях введенных против страны санкций обеспечить защиту россиян от контрафактной продукции. Ведомства «должны защитить наших граждан и предприятия от контрафакта и некачественных товаров независимо от того, где они произведены — в России или за ее пределам», — сказал Путин на Совете безопасности.           

Елена РОТКЕВИЧ, фото spravedlivost76.ru











Lentainform