16+

«Автобусы убивают»: почему нельзя доверять свою жизнь водителям

23/07/2015

«Автобусы убивают»: почему нельзя доверять свою жизнь водителям

За минувшие сутки на российских дорогах произошло сразу несколько крупных ДТП, унесших десятки жизней. В трех автокатастрофах погиб 21 человек, а пострадали 69. Эксперты, основываясь на подробностях трагедий, пытаются выяснить, что это: случайность, закономерность или логический итог попустительства властей.


          Потрясшие россиян аварии произошли в Чечне, Башкирии и Красноярском крае — таких непохожих друг на друга регионах в плане аварийности, состояния дорог и уровня культуры вождения. Так что же это? Случайность, оказавшаяся фатальной, или последствия устаревшего автопарка общественного транспорта?!
 
Происшествие в Чечне произошло во вторник вечером, этот день в республике считается традиционным малоаварийным днем. Маршрутная «Газель» с пассажирами направлялась по территории Веденского района из дагестанского города Хасавюрта в приграничный район Дагестана. Это очень популярный маршрут, поэтому в машине находилось 17 человек, включая водителя. И вот когда большинство пассажиров дремали, «Газель» вильнула к обрыву и рухнула в ущелье, глубина которого составляет 200 метров. Многих пострадавших спас лишь тот факт, что на этой горной дороге оживленное движение.
 
«До нас дошли слухи, что «Газель» упала в пропасть», – рассказывает один из них, Гаджибек Гаджибеков, «Мы, жители села, все поднялись, как по тревоге, и поехали на помощь. Когда были на месте — всех уже подняли, причем помогали спасателям простые водители. Погибших тут уже увезли родственники. Дорога в том месте широкая — хватит на 3-4 машины — да и тумана не было. Никогда пассажирские автобусы или маршрутки там не срывались. Если похожие случаи и были — то только с молодежью, которая без головы и полихачить любит».
 
В чем же причина столь ужасного ДТП?! По мнению заместителя  начальника чеченского МЧС, Исмаила Тутаева, дорога в этом районе находится в хорошем состоянии, так как за ней ведется постоянный уход.
 
Установить ее причины теперь предстоит следственно-оперативной группе МВД. Впрочем, как сообщил «МК» источник, близкий к следствию, в действительности мало вероятно, что причиной катастрофы послужило дорожное покрытие: следователи на данный момент рассматривают в качестве причины аварии либо лопнувшее у маршрутки колесо, либо сон, сморивший водителя — 43-летнего Шамиля Муртазалиева (после аварии он потерял память). Источник также отметил, что уже установлено, что работал шофер без лицензии – «на себя», периодически перевозя пассажиров, чтобы подзаработать. 
 
В Башкирии, где ежемесячно происходит от 176 до 293 аварий, автобус с туристами не удержался на трассе и опрокинулся в кювет на правый бок. Люди ехали из Анапы в Магнитогорск. В автобусе находилось 39 человек, в том числе семеро детей, и два водителя. 27 туристов обратились за медицинской помощью, девять из них госпитализированы. 
 
Сам водитель утверждает, что автобус внезапно повело вправо. По данным автоинспекторов, трасса в районе аварии была сухая и ровная. По словам главы ГИБДД МВД по РБ Динара Гильмутдинова, перед тем, как случилась трагедия, один из водителей сдал смену другому, так что заснуть за рулем шофер не мог.
 
В Красноярске авария произошла на 01 километре федеральной трассы М-73 «Шарыпово — Красноярск». Рейсовый автобус Hyundai, принадлежащий предприятию «Автоколонна 1967-Восток» – крупнейшему пассажирскому перевозчику региона – следовал из Красноярска, полный пассажиров (в нем находилось 50 человек). Он врезался  в фуру, которая двигалась на встречу. Ранее на этом участке уже происходили массовые ДТП, водители не любят это место, отмечает МК. 
 
По одним данным, в столкновении виноват водитель фуры, по другим — шофер автобуса, который, возможно, уснул за рулем. Однако, в пользу первой версии говорят некоторые показания очевидцев:
 
В результате аварии 11 человек погибли на месте — включая водителя автобуса, а также водителя и сменщика, находившихся в кабине фуры. 38-летняя Оксана Самайчук позже скончалась в районной больнице Козельска. Кроме того, в  реанимацию детской городской больницы города Ачинск был доставлен 6-летний мальчик Богдан Каштанов — он ехал в автобусе вместе с мамой, которая получила незначительные травмы. Сам же ребенок получил переломы бедер. Еще 35 человек с различными травмами были госпитализированы. 
 
Возможные причины аварии комментирует директор Ассоциации перевозчиков пассажиров Межрегионавтотранс Дмитрий Линев:
 
 Об обстоятельствах, приведших к аварии под тем же Красноярском, судить пока рано, следствие должно разобраться в причинах. Возможно у него будут вопросы к качеству дороги. Состояние участка трассы, попавшего в кадр репортажа с места аварии, на мой взгляд, вполне может заинтересовать правоохранителей. Однако самая главная проблема междугородних пассажирских перевозок, которая вызывает наибольшие вопросы к безопасности в отрасли, это квалификация кадров. Профессия водителя автобуса – одна из наименее популярных. Автопредприятиям приходится как-то выкручиваться в условиях острейшего дефицита квалифицированного персонала. В итоге повсеместно распространено и формальное выполнение требований безопасности, и переподготовка водителей «для галочки», и хронические переработки шоферов, и тому подобные в принципе недопустимые вещи. Именно это в конце концов приводит к громким трагедиям на дороге. Что касается ремней безопасности для пассажиров, которыми в обязательном порядке оснащаются междугородние автобусы, то тут не все так однозначно. Во-первых, пристегиваться или нет – исключительно выбор пассажира, водитель автобуса контролировать это не вправе. К тому же, ремень полезен лишь в случае лобовой аварии. Если же происходит столкновение боком, опрокидывание автобуса или даже пожар, то ремень не только бесполезен, но и вреден. Он лишь усложнит эвакуацию пассажира из автобуса... При этом, что любопытно, с одной стороны, число «автобусных» ДТП и не думает снижаться (средний годовой прирост за последние десять лет – 5-6 процентов). Но с другой, в общем числе аварий, их – меньше всего. Скажем, за первую половину этого года в стране по вине всех водителей произошло 68 412, но из-за разгильдяйства шоферов автобусов – только 2196. 
 
Как отметил в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников, рост числа подобных трагедий – следствие ряда факторов.  
 
«Сейчас существует определённая тенденция, связанная с тем, что состояние водителей, особенно в летний период, утомлённое, переработки есть определённые из-за кризисной ситуации в экономике – всё это приводит к тому, что водитель, к сожалению, не так качественно может среагировать на какие-то такие ситуации, либо просто уснуть», – уверен В.Мельников.
 
Кроме того, по его словам, в настоящий момент уровень подготовки водителей большегрузов находится на достаточно низком уровне.
 
«Следующий момент касается технического состояния транспорта, который перевозит грузы и пассажиров», – добавил собеседник радиостанции.
 
По мнению экспертов, в подобных трагедиях виновата и подговка водителей. Так, по словам руководителя филиала Российской ассоциации перевозчиков Олега Гагая, курс молодого водителя очень сокращен.
 
«У нас сейчас готовят водителей в автошколах так же, как во время войны летчиков готовили: взлет – посадка», – сравнивает Гагай. Кроме того, при присвоении водительских категорий фактически не применяется принцип постепенности, продолжает Олег Гагай. 
 
«В СССР в ДОСААФ учились полгода. На каждую категорию. После того как ты получал права категорий В, С, у тебя должен был стаж работы – год. И только тогда ты получал следующую категорию. А сейчас этого вообще нет. То есть человек пошел, отучился и открыл себе категорию D (автобус). А у него реально других категорий не открыто. То есть человек в жизни нигде не работал, но открыл себе категорию "автобус" и пытается возить людей», – отмечает Гагай. Эксперт полагает, что в этом вопросе можно было бы вернуться к старой советской практике.
 
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин рассказал радиостанции "Вести FM", что нужно ужесточать требования к практике вождения.
 
«Давайте контролировать вес автомобиля. Они перегружены. Особенно это касается тех, кто возит арбузы. Естественно, при этом машина неустойчива. Работают они много. Давайте внимательнее следить за приборами, следящими за их работой. И третья часть – это, конечно, техническое состояние самих автомобилей», – перечисляет Субботин. 
 
Немаловажный вопрос и медицинское освидетельствование водителей-профессионалов. Сейчас они приносят справку в ГАИ — раз в 10 лет, когда меняют права. А по правилам, должны проходить медосмотр каждые два года.

Кроме того, медики должны проверять шоферов перед любым рейсом. Но весь этот контроль возлагается на работодателя. Но автотранспортные предприятия часто экономят на медицинских осмотрах, и все это превращается в формальность. Можно было бы заставить шоферов-профессионалов ежегодно проходить в государственных медучреждениях диспансеризацию, как, например, пилотов и авиадиспетчеров.              

Фото: 24.mchs.gov.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform