16+

«Нельзя из ничего создать свое рейтинговое агентство, а потом заставить всех прислушиваться к его мнению»

11/08/2015

«Нельзя из ничего создать свое рейтинговое агентство, а потом заставить всех прислушиваться к его мнению»

Российский президент Владимир Путин в беседе с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной потребовал сделать создаваемое Национальное рейтинговое агентство независимым. Но эксперты смотрят на это скептически — скорее всего, мнение нового агентство будет интересно только ему самому, а иностранные партнеры останутся при своем.


        «Понимаю, насколько эта задача непроста, имея в виду, что это должно быть действительно независимое агентство, которое будет пользоваться доверием всех участников рынка», — заявил президент во время встречи с Набиуллиной. 
 
Главой  Национального рейтингового агентства станет первый вице-президент, член правления «Газпромбанка» Екатерина Трофимова, что опять же наводит экспертов на определенные сомнения в независимости агентства. Ведь «Газпром» традиционно придерживается позиции Кремля.
 
Управляющий активами финансовой группы «Риком» Владислав Жуковский уверен, что конкуренцию с «большой тройкой агентств» –  S&P, Moody's и Fitch — российский аналог попросту не выдержит.
 
«Мнение национального рейтингового агентства будет интересовать только, по большому счету, его самого и ту немногочисленную категорию российских инвесторов, ну, может быть, еще немножко азиатских инвесторов, которые будут вкладывать деньги в Россию. Всерьез относиться к оценкам этого агентства не будут ни американские, ни европейские, ни другие инвесторы. Это в силу политической ситуации, в силу предвзятого отношения», – отмечает в интервью BFM.ru Жуковский.
 
Поэтому создание Национального рейтингового агентства ни коим образом не повлияет ни на мнение инвесторов, ни на привлечение их денежных средств.
 
«Я боюсь, что если отношение к России откровенно предвзятое на Западе, и наши рейтинги там, по мнению крупнейших западных агентств, находятся ниже инвестиционного уровня, по большому счету на уровне «мусорного» рейтинга, то исправить это каким-то нашим агентством мы категорически не сможем», – заключает эксперт.
 
Обозреватель Лео Воронин считает, что методы, которыми Владимир Путин пытается исправить ситуацию в российской экономике, не верные. Об этом он пишет в своем блоге.
 
«Российская экономика трубы продолжает методично накрываться трубой и медным тазом с высокотехнологичным нанопокрытием, отпугивающим тараканов, а руководство государства продолжает играть во взрослых дядей и собирать себе машины и самолеты из стульев. Теперь из того, чего вообще нет, пытаются слепить Национальное рейтинговое агентство, ну, чтобы, прям, как у настоящих американцев все было. Возможно, и название звонкое придумают в честь мамы и папы – основателей: «Рос На & Пу».
 
Между тем, подходы Владимира Владимировича к решению насущных экономических проблем очень напоминают методы того прапорщика из анекдота:
 
- Товарищ, прапорщик! Остановите поезд!
- Поезд! Стой! Раз-два!
 
Дело в том, что у экономики есть свои законы развития: если есть спрос, то рано или поздно появляется предложение. Если что-то перестает пользоваться спросом, то тот, кто это производил, разоряется. Вот, не было в России спроса на национальное рейтинговое агентство, потому и ни у кого из участников рынка не возникало мысли его создать и заработать на этом денег.
 
Можно как угодно относиться к «ангажированным» западным агентствам, но к их услугам прибегают, главным образом, западные банки и финансовые компании, которые решают, давать или не давать кредиты российским компаниям, покупать или не покупать их акции. И в услугах никаких других агентств они не нуждаются. В особенности тех, которые создаются по приказу главы государства, «независимым» Центральным банком, реакция которого на такое предложения в любой другой мало-мальски рыночной экономике должна была быть: «Идея хорошая, но мы как-нибудь сами этот вопрос решим в пределах своей компетенции».
 
Вообще, сама идея, что по велению главы государства могут создаваться независимые партии, телевизионные каналы, газеты и вот теперь рейтинговые агентства, в случае ее продуктивности, уже давно должна была бы стать основной статьей российского экспорта. Но, то ли спрос невелик, то ли конкуренты в лице Северной Кореи обладают еще более продвинутыми ноу-хау.
 
Но вернемся к теме. Национальное рейтинговое агентство могло бы быть полезным, если бы наши компании и банки собирались кредитовать своих западных контрагентов. Тогда, да, они могли бы иметь обоснованные причины не доверять «Мудисам», «Эспишникам», «Фитчам» – мол, а вдруг, они своим подыгрывают? Но даже у Роснефти нет ни копейки, которую они могли бы или хотели бы одолжить кому-нибудь, кроме своего гендиректора. Наоборот, регулярно у государства деньги клянчат.
 
Нужно ли Национальное рейтинговое агентство исключительно для внутреннего потребления? Вполне возможно. Но тогда возникает логичный вопрос, если оно реально нужно, то почему до сих пор не появилось? Может быть, надо именно этим заняться – создать условия, а там, пусть  конкурентная борьба определит, какое из российских агентств завоюет признание не только у главы ЦБ и президента, но и непосредственно у своих потребителей?
 
Понятно, что команда «Раз-два!» не остановит поезд, но, чисто теоретически, ее могут услышать люди, которые этим поездом управляют. И  просто из любопытства, кто тот идиот, что отдал такую команду, они могут остановить поезд. Т.е. если поезд хотя бы есть, то он и на такую команду может отреагировать.
 
А вот отдавать команду, когда нет ни поезда, ни людей, ни даже рельс, по которым этот поезд мог бы отправиться в путь, вместо того, чтобы строить поезд, обучать людей и прокладывать рельсы…
 
Самое печальное это то, что история повторяется из раза в раз, всегда, когда наш подэкономист пытается сделать нечто, как у «взрослых» – у наших заокеанских… «партнеров» (многозначительная, почти черномырдинская, пауза перед этим словом стала уже как бы беззвучным, но обязательным прилагательным).
 
Не то, что не проросла, корней пустить не успела идея российского нефтяного фьючерса РЕПКО. То ли угроза, то ли идея фикс – продавать нефть за рубли, так и осталась просто ничем. Давно похоронена тема создания стратегических нефтяных резервов, хотя даже с точки зрения пресловутой стратегии построения энергетической сверхдержавы – это должно было бы быть задачей номер один, приоритетнее всех олимпиад и чемпионатов мира вместе взятых. Высокие цены на нефть – наполняем денежные резервы. Низкие цены на нефть – наполняем физические запасы. В результате, получаем среднюю стабильную цену на нефть внутри российской экономики в национальной валюте.
 
Вместо этого бесконечные команды: «Раз-Два!», «Упал-Отжался!», «Кругом! Марш!», «Туда не ходить!», «Сюда бояться!». 

И чем больше этих команд отдается, тем яснее становится, что единственное их предназначение, это чтобы товарищ прапорщик насладился звонкостью своего голоса и воодушевленной имитацией выполнения этих команд».                   

Фото: kremlin.ru











Lentainform