16+

Что такое овербукинг и кто пострадает от введения его в российской авиации

19/08/2015

Что такое овербукинг и кто пострадает от введения его в российской авиации

Представьте ситуацию: вы заранее купили билет на самолет, загодя зарегистрировались на рейс, но приехав в аэропорт, узнаете, что «все места в самолете уже заняты». Так будет: если инициатива Минтранса по официализации овербукинга в авиаотрасли РФ обретет юридическую силу, вероятность оказаться крайним и никуда не улететь, возрастет. Однако в этом есть и свои плюсы.


              Скелет из шкафа

Эксперты уверены: на самом деле российские авиакомпании используют овербукинг в рамках системы RMS (Revenue Management System) уже давно.

«RMS появилась более 20 лет назад, а сейчас ее использование является необходимостью не только для крупных авиакомпаний, но и для небольших перевозчиков», – говорит глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Эта система (есть и ее российский аналог) на основании данных предыдущих периодов просчитывает, сколько и каких «лишних билетов» можно продать на тот или иной рейс.

«Системы управления доходами позволяют максимально точно рассчитать необходимый процент перебронирования», – утверждает Виталий Савельев, генеральный директор компании «Аэрофлот», ставшей инициатором официализации овербукинга. И называет его приемлемый уровень (10–15%), позволяющий свести к минимуму случаи отказа в перевозке пассажира.

«Современные методы анализа продаж и заполняемости рейсов в предыдущие периоды позволяют с высокой степенью достоверности определить, сколько «лишних» билетов можно продать, чтобы учесть все неявки на рейс, и в то же время не оставить никого за бортом», – соглашается Олег Пантелеев. Поэтому и отсутствие овербукинга в авиаотрасли РФ – не более чем миф, охотно поддерживаемый самими перевозчиками. И до сих пор верящими в него клиентами.

Почему этот вопрос всплыл только сейчас? Потому что денег у перевозчиков стало мало. По оценке президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, убытки российских авиакомпаний по итогам 6 месяцев 2015 года составили не менее 30 млрд рублей. В «Пулково», к примеру, в первом полугодии 2015-го общий пассажиропоток составил чуть больше 6 млн человек – на 4,4% меньше показателя за такой же период 2014 года. При этом на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) за 6 месяцев этого года он вырос на 12,9%, а на международных (МВЛ) – сократился на 21,5%.

В целом, по данным Росавиации, занятость кресел на рейсах российских авиалиний в течение последнего года снизилась примерно на 1% и составляет около 79% на МВЛ, 72% – на ВВЛ и 64% – на местных авиаперевозках. Это означает, что в среднем как минимум каждое пятое кресло остается пустым и дохода не приносит. «Международные перевозки, которые и приносят операционную прибыль, сокращаются, а внутренние, приносящие убытки, растут. Причем убытки, несмотря на примерно те же объемы перевозок, что и в прошлом году, растут как снежный ком», – замечает Владимир Тасун.

«Введение овербукинга повысит доходность авиакомпаний, – говорит генеральный директор Biletix.ru Александр Сизинцев. – Авиакомпании легально смогут продавать на 3–5% больше авиабилетов, тем самым обеспечив себе по наиболее популярным направлениям заполняемость рейсов, близкую к 100%».

По оценке компании Sabre, применение овербукинга в RMS приносит 2–3% дополнительного дохода (это много: средняя рентабельность продаж в отрасли за последние 50 лет – 0,3–0,5%). Поэтому желание узаконить избыточную продажу билетов со стороны перевозчиков объяснимо.

Немного рro и несколько contra

Инициатива Минтранса уже стала предметом споров. Если «Аэрофлот», S7 и «ЮТэйр» утверждают, что появление овербукинга – в интересах как перевозчиков, так и пассажиров, то в «Трансаэро» категорически против.

«Подобная практика несправедлива по отношению к пассажирам, которые полностью выполнили все правила и условия регистрации, – говорят в компании. – У них есть такое же право улететь в назначенное время, как и у всех остальных пассажиров рейса». Против выступает и Союз потребителей РФ: «Предложение разрешить овербукинг означает узаконить действия, нарушающие интересы потребителей. Ущерб, который может быть причинен пассажиру, оказавшемуся «лишним», зачастую не загладить никакой фиксированной выплатой».

«В случае узаконивания овербукинга человек станет покупать, по сути, лотерейный билет с непонятными шансами на выигрыш», – констатирует генеральный директор агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский.

Однако другие эксперты не согласны: поскольку овербукинг в авиации РФ давно стал реальностью, если «сырой» вариант Минтранса довести до ума и четко определить права «лишнего» пассажира (как и механизм его выявления), инструмент может работать даже в интересах клиента. «Овербукинг будет выгоден пассажирам, если при этом они смогут получить существенную компенсацию», – полагает генеральный директор Biletix.ru Александр Сизинцев.

Противники настаивают: отсутствие в проекте предложений Минтранса формулировки овербукинга, а также наличие фразы об изменении условий договора «по инициативе перевозчика» недопустимы. У них есть серьезные опасения в том, что «лишних» пассажиров в этом случае будут просто назначать. Выбирая его «по инициативе перевозчика».

В результате основные аргументы за овербукинг – легализация прав пассажиров на компенсации и, очень теоретически, снижение стоимости билетов. Аргументы против – непрозрачный механизм определения «лишних» пассажиров, малое число маршрутов с высокой частотой (т.е. если вы оказались лишним пассажиром, то улететь в нужный пункт вы сможете иногда только через сутки) и размытость системы компенсаций в случае наличия стыковочных рейсов или если авиабилет был продан в составе турпакета.

Что дадут взамен

В международной практике овербукинг в сфере авиаперевозок известен больше 50 лет и широко используется. В США один ушлый студент, специально становившийся добровольцем в случае избытка пассажиров, сумел заработать на этом $ 10 тысяч.

Потому что в США при овербукинге пассажир имеет право получить компенсацию в размере $ 240–400.

В Европе система действует согласно Regulation No 261/2004 of the European Parliament. В случае овербукинга европейские авиалинии обязаны выплатить компенсацию € 250 при полете на 1,5 тыс. км и менее (если предложенный взамен рейс прибывает на 2 часа позже запланированного, компенсация в 2 раза меньше). При полете на 1,5–3,5 тыс. км – € 400 (при опоздании альтернативного рейса до трех часов компенсируют 50% суммы). В остальных случаях – € 600, но при опоздании предложенного рейса на 4 часа заплатят вдвое меньше.

Правда, и на Западе бывают накладки: недавно Independent писала о том, что в разгар сезона отпусков британский лоукостер EasyJet «распродает билеты на тысячи востребованных направлений, сообщая клиентам, что им придется добираться до пункта назначения обходными маршрутами». По данным Independent, EasyJet отказывается делать бронь в другой компании или возвращать стоимость билетов, предлагая пассажирам ждать свой рейс со свободными местами.

На что представитель лоукостера ответил, что случаи избыточного бронирования «крайне редки», а подобная практика объясняется тем, что ежегодно на забронированные ими рейсы не являются 2,6 млн пассажиров.

Что предлагают в России?

Минтранс говорит о следующих компенсациях:

- если время задержки прибытия пассажира в аэропорт назначения составило более 2 часов, но менее 6, объем компенсации составит 12 тыс. рублей;

- от 6 до 12 часов – 18 тыс. рублей;

- от 12 до 24 часов – 21 тыс. рублей;

- при ожидании вылета более суток – 28 тыс. рублей.

При этом авиакомпания обязана предложить пассажиру альтернативный маршрут: если он его устраивает, ему выплачивают только компенсацию, а если нет – и компенсацию, и стоимость авиабилета.

Как будут искать лишнего

В России система отбора «лишнего» пассажира не определена. А в мире практика «определения крайнего» разная. В Европе чаще всего ищут добровольцев, заранее информируя клиентов о наличии «перегруза» и, с учетом системы компенсаций, предлагая им по собственной инициативе перенести полет на другое время. В Китае отсекают тех, кто последним зарегистрировался на рейс.

В России, возможно, даже зарегистрировавшийся онлайн заранее, за 24 часа, сможет попасть в категорию «лишних». Потому что из кулуарных разговоров известно, что готовится список льготников, которым отказывать в полете не будут. В их число предполагается включать ветеранов, беременных женщин и родителей с детьми до 18 лет. Тех, у кого есть подтвержденные стыковки с другими рейсами. Ну и, скорее всего, депутатов, их помощников и т.д.

То есть если льготников окажется в списке много, вероятность оказаться крайним для обычного пассажира возрастает.

Когда начнут

Если инициатива Минтранса будет одобрена (скорее всего, первоначальный вариант будет доработан), она может начать действовать со второй половины 2016 года.

Эксперты успокаивают скептиков, говоря, что в итоге все будет хорошо.

«Овербукинг должен быть выгоден пассажирам, если авиакомпании предложат клиенту достойную компенсацию в случае, если ему не хватило места (это могут быть деньги, повышение класса обслуживания, проживание в гостинице, питание за счет авиакомпании и т.д.)», – считает Олег Пантелеев.

«Вероятное введение официального овербукинга оцениваю положительно. И для перевозчиков, и для пассажиров, – говорит Борис Рыбак, исполнительный директор Infomost Consulting. – Первые смогут увеличить загрузку рейсов и получить дополнительные доходы, а вторые – возможность на законной основе получать компенсации или другие услуги».

Правда, при этом эксперт добавляет: «Если, конечно, все будет сделано правильно».

Справка

В случае овербукинга авиакомпания обязана:

1) вернуть стоимость билета или предложить альтернативный вариант в виде отправки ближайшим рейсом;

2) предоставить те же услуги, что и в случае переноса/отмены рейса;

3) предложить компенсацию в виде бонусов, скидок или повышения класса полета.

Цифры

По данным зарубежной статистики, один случай овербукинга приходится на 10 тыс. проданных авиабилетов.

Убытки российских авиакомпаний, по данным АЭВТ, составили:

в 2011 году – 14 млрд рублей;

в 2012-м – 7,7 млрд;

в 2013-м – почти 5 млрд;

в 2014-м – 24,6 млрд.                   

Владимир Сергачев











Lentainform