18+

Хорошо ли работала РЖД при Якунине: отклики пассажиров

24/08/2015

Глава РЖД Якунин ушел, а пассажиры остались. У них накопилось много претензий к его ведомству. «Город 812» изучил, на что жалуются пассажиры. Именно эти проблемы вроде бы и должен решать новый начальник РЖД в первую очередь. Потому что железная дорога – для пассажиров. До сих пор, если судить по жалобам, было наоборот.

          В Париж, как на фронт

Жалобы отчаявшиеся пассажиры пишут в Интернете («Доскажалоб.рф», «Я имею право» и др.). Многие пытались обращаться непосредственно к обидчику – компании РЖД,  но там правды не нашли. Опубликовали свои претензии в Сети – крик души пассажира получился.

Чаще всего люди жалуются на допотопные условия в поездах (предварительно невозможно выяснить, в новом вагоне ты поедешь или в старом). В вагоне из прошлого века можно оказаться даже на пути в Париж, купив билет в люкс за 60 тысяч рублей.  Подтверждение тому – история пассажира, путешествовавшего зимой 2015-го в  вагоне-люкс поезда «Москва – Париж»:

– Кабина рассчитана на двоих. Две полки друг над другом. Узко. Шкафчик небрежно покрашен светло-зеленой краской. Похоже на грязный больничный стационар. Умывальники в купе засорены и не работают, двери в купе снаружи не закрываются. Все дребезжит.  «А что вы хотите, вагону более 15 лет», – сказали нам.

Больше всего жалоб на поездки по железной дороге зимой. Туалеты замерзают, кипятка нет, в вагонах – снег, клопы, чесотка.
Вот выдержки из жалоб: 

– Ехали из Нижневартовска в Астрахань. Внутри вагона (на окнах)  снег. Спать пришлось в одежде. Туалеты перемерзают. Проводники все время вынуждены отливать их горячей водой.

– Поезд № 287 «Апатиты – Петербург».  Заполярье. На улице минус 24. Перебои со светом. Отопления до середины ночи не было.  Окна замерзли, а потом стали оттаивать. Столы и постель залило водой. Подушка промокла насквозь.

– Как только чуть стемнело, полезли рыжие твари! Тараканы! Рыжие, противные, разного калибра! Ходили везде, спокойно, как у себя дома! Проводница очень спокойно сказала, что не видела (поезд № 351, маршрут: Владивосток – Дальнереченск).

– 11.01.2015 г. ехала в поезде 058ЭА по направлению Йошкар-Ола – Москва. На утро обнаружила: все лицо искусано клопами.

– Ехала в плацкарте «Москва – Санкт-Петербург». Я,чистоплотная и приличная девушка, уже дважды была награждена чесоточным клещом. В первый раз я еще допускала, что подхватила эту гадость в другом месте. Но во второй раз у меня не осталось сомнений. Пользоваться в вагоне бельем и матрасами небезопасно!

Часто пассажиры жалуются на то, что туалетов нет в электричках, идущих до конечной  станции по 3–4 часа. Топ-менеджеры РЖД, наверное, о проблеме не слышали, но контролеры в курсе. В ответ на настойчивые просьбы пассажиров они  предлагают  использовать  тамбуры между вагонами. Это клиентоориентированный подход.  Раньше людям в подобных ситуациях предлагали терпеть до конца.

Кого не берут в поезда

Много жалоб на проводников.

– При посадке на поезд «Москва – Самара» просто отшатнулась от личности с черными грязными руками. Об одежде и говорить нечего. И этот фанат антисанитарии носил людям чай и пирожки, а тем, кто хотел покурить в тамбуре,  в благодарность за предоставленную возможность предлагал купить у него товар на сумму 80 руб., – пишет пассажир поезда № 121.

Девятнадцатилетнюю Ксению Едигареву проводник ночью высадили не на той станции.  Девушка ехала из Хабаровска в поселок Сибирцево. Проводник в три часа ночи ее разбудил и ссадил за полчаса до нужной остановки. Время стоянки – 1 минута. Заскочить обратно в вагон Ксения не успела.

Проводники имеют практически безграничную власть над пассажирами. Эта власть закреплена законодательно. Правила перевозок Министерства путей сообщения СССР, утвержденные в 1965 году (с изменениями на 1998-й), позволяют любому железнодорожнику ссадить пассажира с поезда или не пустить его в вагон по самым незначительным поводам. Вот жалоба обиженного пассажира  поезда № 012:

– Я купил билет до Краснодара из Москвы. На посадке проводник, увидев, что у меня на руке наколки, сразу же сказала, что я в этом поезде не поеду, так как там едут спортсмены. Моему возмущению не было предела, и тогда подошла начальник поезда и забрала у меня билет. Через минуту она мне его вернула с пометкой: «Отказано в проезде согласно 5 тарифного руководства параграф 57». В кассе билет у меня назад не приняли из-за этой надписи на нем.

Параграф № 57, на который сослалась начальник поезда, гласит, что «Железная  дорога  вправе  отказать  в перевозке или удалить пассажира из поезда, когда:  а) пассажир при посадке в поезд или в пути следования находится в нетрезвом состоянии, нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает  спиртные  напитки,  мешает  спокойствию  других пассажиров...» Плату за проезд (непроследованное расстояние) и перевозку багажа не возвращают. 

Много жалоб на электронные билеты. У проводников очень часто нет списков пассажиров, купивших такие билеты. Поэтому проводники их в поезд не пускают.

Зачем пассажиру ложка для ботинка

Одна из главных задач компании РЖД – получение прибыли. Но способы ее получения вызывают вопросы.

– По направлению Ярославль – Котлас Южный ждем билеты (за 45 дней). Каждый день отслеживаем на сайте, а билетов нет. Точнее, выложили люкс за 7227 руб. и всё! Ни плацкартных, ни купейных, ни сидячих билетов ни разу не появлялось. Однако если выбрать конечные станции Москва и Воркута этого же поезда, то увидите полный комплект билетов. В частности плацкартных  – 107 штук! Нас просто заставляют покупать билеты в разы дороже!

– Мы покупали 4 билета (в т.ч. на 2-х несовершеннолетних детей) на поезд 146 «Москва – Назрань» за час до отправления. Кассир заверила, что есть места только на боковушках у туалета. К нашему великому удивлению в вагоне мы обнаружили 9 свободных мест, которые так никто и не занял до конца поездки! Мы просили занять их, но нам не позволили, предложив перейти в купейный вагон с доплатой 1500 руб. на человека. Оставили жалобу на сайте РЖД. Через два с лишним месяца после неоднократных напоминаний получили очень смешную отписку от старшего советника юстиции Московско-Рязанской транспортной прокуратуры. Цитирую: «Из полученной справки о наличии свободных мест билетным кассиром был подобран оптимальный вариант для размещения 4-х пассажиров, максимально удовлетворяющий Вашим требованиям». Расцениваю данную ситуацию как искусственное создание дефицита билетов в плацкартные вагоны с целью увеличения продаж более дорогих билетов в купе.

Многие задаются вопросами о «дополнительных услугах», из-за которых билеты в купе стоят дороже. Например, так ли нужны пассажирам ложки для ботинок, которые РЖД включает в дополнительные услуги?

Лишние люди на платформах

Многих возмущает запрет РЖД пускать  встречающих и провожающих на перроны к электричкам:

– Сегодня меня, ветерана боевых действий, не выпустили на платформу проводить семью, донести тяжелую сумку до вагона. Требовали купить входной билет на платформу.  Я показал удостоверение, говорят: «Справку давай из пенсионного фонда». По-моему, это нарушение Конституции – ст. 27 и 55 п.3.

Кстати, экс-президент РЖД Владимир Якунин в своем личном блоге не раз обращался к «жалобной» теме. 

– Жалоб немало, некоторые весьма эмоциональные... Просьба такая: если вы столкнулись с нарушениями или несправедливостью, не бойтесь разбираться на местах – уверен, что большинство проблем можно решить, не апеллируя «наверх»... Сегодня все транспортные компании, в том числе и ОАО «РЖД», стремятся быть клиентоориентированными. РЖД по сути своей является компанией сервисной, главный критерий, который для нас справедлив, – это удовлетворение требований клиентов. И это не просто слова, а текущий тренд и приоритет развития компании на ближайшие годы, – написал Владимир Якунин в своем блоге.

Еще он писал про то, как много сделано для пассажиров: поезда от Москвы до Петербурга стали ходить быстрее, появились двухэтажные вагоны и электронные билеты (все правда). Но параллельно с «Сапсанами» сосуществуют клопы в душных вагонах и равнодушные сотрудники РЖД. Хорошо было бы, если бы новый президент РЖД  пообещал, что в поездах всегда будет  чисто, тепло, светло, туалет, вода и туалетная бумага.

Правда, пока Олег Белозеров, которого уже назначили на место Якунина, заявил обратное: «Предприятие находится в прекрасном состоянии… На сегодняшний момент РЖД – лучшая компания Российской Федерации».

Вам нравится ездить на российских поездах?

Антон  ЮШКО, председатель  комиссии по экотуризму,  Российское географическое общество:
 – Я люблю путешествовать  в малые города России на поездах, так как автомобильные дороги оставляют желать лучшего, и я рад, что РЖД  финансирует старые маршруты, например по  северному  Приладожью. Правда, пока еще существует проблема  логистики при формировании составов – в поездах  могут быть  как новые, так и старые изношенные вагоны.

Аннели  АХОНЕН, финская журналистка, газета Helsingin Sanomat:
– Нравится… В них особая сердечная  атмосфера. Например, в каждом вагоне свой проводник, который с улыбкой разносят  чай в красивых чашках, а в Финляндии на весь поезд  один-два строгих кондуктора, и чай у них в пластмассовых стаканчиках. Правда, в России поезда более старые, нет специальных вагонов для большого багажа, велосипедов, некуда  деть  детскую коляску, а в Финляндии есть  даже вагоны, в которых устроены  горки для резвых  детей…  В Финляндии с ее  небольшими  расстояниями нет таких быстрых поездов, как «Сапсан», но это и хорошо – иногда они так раскачиваются и гудят, что мне в них бывает немного  страшно.

Михаил ФЕДОСЕЕВ, автор проекта памятника летчику-герою ВОВ  М.А. Федосееву:
– За последние полгода я уже третий раз приезжаю на поезде в Крым по делам  установки памятника  моему погибшему здесь в войну деду... Весной в поездах было грязно, душно, а сегодня поезда  чистые. Правда, билет  от  Петербурга  до Анапы  стоит  4 тысячи рублей, что дорого, а раньше  стоил гораздо дешевле.

Валентин  ОНДАР,  учитель истории, турист из Тувы:
– А в Туве нет поездов, потому  что  нет  железной  дороги. Но она через  несколько лет  будет – Китай и Россия договорились  вместе  ее построить. Так  что  ждем китайцев. Но боимся, что  ездить  в поездах  будет  тесно.

Александр  ЛОВЫГИН,  директор, ООО «НАНА-ФИЛЬТР»:
– Нравится. Я часто езжу в  родной Череповец  поездом  «СПб – Вологда»  № 688: вечером сел, ночь поспал, а утром ты уже на Вологодчине… Билеты дорогие, зато  поезд  современный – у него даже двери  внутри  между вагонами открываются с помощью нажатия  кнопки, опять же везде кондиционеры. Пассажиры очень приличные в отличие от пассажиров в нефирменных того же  направления поездах, где грязно и по дешевым  билетам  едет бедная  разношерстная публика, там всю ночь пьют и матерятся.  А здесь, добавлю, культурно и уютно – особенно  мне нравится, что  чай разносят в подстаканниках, на которых написано «Вологда».  

Алексей  ЧЕРЕВУЩЕНКО,  гендиректор, туроператор «КарелияГИД»:  
– Когда рядом оказывается  красивая попутчица  – нравится…  А если серьезно, я не люблю  ездить в вагонах, где из окон  дует, летом  жарко, зимой  холодно.  В новых поездах премиум-класса  с этим  все в порядке, но все равно мне больше нравится наш туристический  ретропаровоз  с   клубами пара из-под колес. Помните  романс Тургенева:  «рокот  колес  не-е -престанный,  глядя задумчиво в  не-е-бо  широкое».

 Алексей КОВАЛЕВ, депутат ЗакСа СПб:  
– Мне не нравится, что в России цена за место в купейном вагоне близка  к цене на самолет. Кроме того, если, как предлагал Якунин, РЖД откажется  от плацкартных вагонов, простым  людям ничего не останется, как давиться в общих вагонах или ехать на автобусах. А вы представьте, каково  ехать, например, в  автобусе «Красноярск – Москва», сидя трое суток  без  сна! В советское время все было путем, а сегодня  РЖД, получается, постепенно ориентируются  на элиту... Короче, Якунина  с его доходами  давно пора  было  гнать.

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ, в прошлом водитель Ленгорисполкома:
– Мне  нравится, потому что в наших российских поездах  можно  выпить. Хотя это и запрещено. И покурить в тамбуре можно:  хотя официально за это штраф.

Всё меньше и меньше


Хорошо ли работала РЖД при Якунине: отклики пассажиров


Цитаты из Владимира Якунина

– Как определить строй, который мы создаем в России? Пусть этот вопрос останется риторическим. Вы нигде не найдете этого определения.

– Доллар не обеспечен ничем. Это лишь запись в электронном учете.

– Такая вещь, как чистота, напрямую связана с сознательностью наших граждан. Самые грязные электрички почему-то в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга, а самые чистые – в республике Татарстан и Свердловской области – именно благодаря пассажирам.

Будут ли менять форму?

С 1 апреля 2010 года в РЖД введена новая форма и знаки различия (разработка формы велась с 2003 года). Ее концепция состояла в отказе от военизированности, подчеркивании преемственности,  оригинальности, эстетичности и соответствии модным тенденциям.

Женский комплект проводника сейчас включает серую куртку на молнии, отделанную красным кантом вдоль молнии, серые брюки, серый трикотажный жилет, рабочий фартук с грудкой, красный шерстяной шарф, фирменную шапочку с символикой, черное зимнее утепленное пальто с зимней шапкой из дубленой овчины с кокардой, три вида блузок – красная, голубая и белая, два вида юбок красного и серого цвета, аксессуар в виде шелкового платка.

Мужской комплект состоит из рубашек двух цветов – белой и голубой, серых брюк, серого вязаного жилета, двух видов курток, серой куртки с красным кантом, плаща с подстежкой, фуражки и шапки из овчины. Аксессуары – галстук на резинке и зажим для галстука.
Эта форма была сделана по поручению Владимира Якунина.

Вопрос: когда  новый глава РЖД Олег Белозеров начнет процесс смены железнодорожной формы?            

Елена РОТКЕВИЧ, Эмилия КУНДЫШЕВА