На прошлой неделе истек срок, в течение которого Смольный должен был ответить петербургскому митрополиту Варсонофию, отдаст он ему Исаакиевский собор или нет. Смольный хранит молчание. Зато противоборствующие стороны – представители епархии и музейно-культурной общественности – провели совместную пресс-конференцию. На которой не подрались, но и не помирились.
Как уже писал «Город 812», письмо митрополита Варсонофия было получено в Смольном 16 июля и срок на ответ был месяц. Впрочем, знающие люди говорят, что это обычная практика: никто, кроме митрополита, являющегося заинтересованным лицом, не имеет права понудить городские власти укладываться в срок. И если он этого делать не будет, процесс может тянуться сколь угодно долго.
Участники пресс-конференции в «Интерфаксе», по сути, просто обменялись мнениями. Музейно-культурная общественность (директора Исаакиевского собора и Музея городской скульптуры Николай Буров (на фото слева) и Владимир Тимофеев, у которого церковь хочет забрать Благовещенскую усыпальницу, глава комиссии ЗакСа по культуре Максим Резник, экс-вице-губернатор по культуре Владимир Яковлев и другие) говорила, что готова сотрудничать с церковью, но музеи не отдаст.
Представители епархии (ректор Духовной академии архиепископ Амвросий (на фото справа) и председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр вместе с официальным спикером епархии Натальей Родомановой) отвечали, что ничего не требуют и всего лишь просят власти передать им собор, ожидая услышать в ответ либо да, либо нет. В этом было определенное лукавство, так как закон, как всем известно, не оставляет властям права на отказ. От всей конкретики, особенно финансовой, старательно уходили.
Чем дальше, тем больше эксперты склоняются к мысли, что Смольный не сильно хочет отдавать Исаакий. И по финансовым соображениям, и опасаясь запустить цепную реакцию, и не желая будоражить общественность. Более того, утверждают, что история с Исаакиевским собором сильно возбудила Москву, в частности Минкульт, который тоже не в восторге от претензий церкви.
Из письма митрополита Варсонофия губернатору известно, что нынешняя попытка церкви получить Исаакий – вторая. Участники пресс-конференции со стороны епархии не смогли ничего сказать про первую попытку, предположив, что речь идет о начале 90-х годов. Вместе с тем источники «Города 812» уверяют, что была она совсем недавно – менее года назад. На это косвенно указывает и формулировка в письме. Адресуясь к Георгию Полтавченко, митрополит пишет: «Санкт-Петербургская епархия повторно обращается к Вам по вопросу передачи...» Вместе с тем, это имеет принципиальное значение, поскольку если первая попытка была неудачной, значит, Смольный может на таком же основании отказать снова. Но что именно тогда произошло и чем кончилось дело, неизвестно. Источники считают, что городские власти поступили самым простым способом: сделали вид, что ничего не получали.
Некоторые проводят аналогии между Исаакиевским собором и недавним скандалом в Херсонесе – музее-заповеднике под Севастополем на месте античного полиса, на территории которого также находится действующий храм. В начале августа севастопольский губернатор уволил прежнего директора музея, ученого-археолога, и назначил вместо него священника Сергея Халюту, заявив, что Херсонес должен стать «новым Афоном». Коллектив музея заволновался, стал писать письма в Кремль. В итоге усмирять бунт поехал лично министр культуры Владимир Мединский. Который, даром что любитель Сталина, поступил очень либерально: сообщил бунтующим музейщикам, что священника уберут, а вместо него назначат человека из их среды. Произошло это как раз на днях.
Аналогии проводятся, однако, не со счастливым хеппи-эндом, а с серединой этой истории. Возможно, в итоге церковь пойдет на «компромисс»: если широкие массы хотят, чтобы Исаакий оставался музеем – пусть он им и остается. Только возглавит его представитель епархии.
На пресс-конференции священники не стали внятно отвечать на вопрос, чем их не устраивает нынешняя жизнь в рамках музея, ограничившись философским тезисом о том, что «музей-храм должен стать храмом-музеем». Однако за них это сделал сам митрополит Варсонофий. «Когда в храме музей, жизни там нет. Религиозная жизнь человека начинается с крещения. В храм люди приходят крестить детей, венчаться, и эти требы совершаются в течение целого дня. А если этого нет, нет и полноценной приходской жизни», – приводит слова владыки официальный сайт епархии.
Николай Буров подтвердил «Городу 812», что не приветствует венчания в Исаакиевском соборе, поскольку тогда «в него будет стоять очередь, как во Дворец бракосочетаний на Английской набережной, и это существенно затруднит работу музея». Хотя как исключения такие случаи бывают.
Сколько может стоить обвенчаться в Исаакиевском соборе? Это событие, которое происходит только раз в жизни (ну максимум – два-три), и Дмитрий Песков наверняка не пожалел бы отдать за него свои часы. Но если светский директор против, то свой будет только «за».
И пример с венчанием – не единственный. Формат храма-музея даже более выгодный, поскольку церковь в таком случае избавится от всех расходов на содержание здания.
Правда, тогда церкви надо будет готовиться к бунту музейщиков, вдохновленных тем более победой под Херсонесом.
Антон МУХИН
- Портал «Е-Батюшка» принимает исповеди и отпускает грехи блогеров
- Журналист – о том, почему не будет референдума по передаче Исаакиевского собора РПЦ
- Зачем церкви нужен Исаакиевский собор: версии
- «Судя по Энтео, Россия снова скатывается к правилу: «прав» тот, у кого меньше тормозов»
- Виктор Шендерович рассуждает, почему православный активист Энтео и государство действуют вместе
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни