16+

Как РПЦ может забрать Исаакиевский собор, не закрывая музей

24/08/2015

Как РПЦ может забрать Исаакиевский собор, не закрывая музей

На прошлой неделе истек срок, в течение которого Смольный должен был ответить петербургскому митрополиту Варсонофию, отдаст он ему Исаакиевский собор или нет. Смольный хранит молчание. Зато противоборствующие стороны – представители епархии и музейно-культурной общественности – провели совместную пресс-конференцию. На которой не подрались, но и не помирились.


          Как уже писал «Город 812», письмо митрополита Варсонофия было получено в Смольном 16 июля и срок на ответ был месяц. Впрочем, знающие люди говорят, что это обычная практика: никто, кроме митрополита, являющегося заинтересованным лицом, не имеет права понудить городские власти укладываться в срок. И если он этого делать не будет, процесс может тянуться сколь угодно долго.

Участники пресс-конференции в «Интерфаксе», по сути, просто обменялись мнениями. Музейно-культурная общественность (директора Исаакиевского собора и Музея городской скульптуры Николай Буров (на фото слева) и Владимир Тимофеев, у которого церковь хочет забрать Благовещенскую усыпальницу, глава комиссии ЗакСа по культуре Максим Резник, экс-вице-губернатор по культуре Владимир Яковлев и другие) говорила, что готова сотрудничать с церковью, но музеи не отдаст.

Представители епархии (ректор Духовной академии архиепископ Амвросий (на фото справа) и председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр вместе с официальным спикером епархии Натальей Родомановой) отвечали, что ничего не требуют и всего лишь просят власти передать им собор, ожидая услышать в ответ либо да, либо нет. В этом было определенное лукавство, так как закон, как всем известно, не оставляет властям права на отказ. От всей конкретики, особенно финансовой, старательно уходили.

Чем дальше, тем больше эксперты склоняются к мысли, что Смольный не сильно хочет отдавать Исаакий. И по финансовым соображениям, и опасаясь запустить цепную реакцию, и  не желая будоражить общественность. Более того, утверждают, что история с Исаакиевским собором сильно возбудила Москву, в частности Минкульт, который тоже не в восторге от претензий церкви.

Из письма митрополита Варсонофия губернатору известно, что нынешняя попытка церкви получить Исаакий – вторая. Участники пресс-конференции со стороны епархии не смогли ничего сказать про первую попытку, предположив, что речь идет о начале 90-х годов. Вместе с тем источники «Города 812» уверяют, что была она совсем недавно – менее года назад. На это косвенно указывает и формулировка в письме. Адресуясь к Георгию Полтавченко, митрополит пишет: «Санкт-Петербургская епархия повторно обращается к Вам по вопросу передачи...» Вместе с тем, это имеет принципиальное значение, поскольку если первая попытка была неудачной, значит, Смольный может на таком же основании отказать снова. Но что именно тогда произошло и чем кончилось дело, неизвестно. Источники считают, что городские власти поступили самым простым способом: сделали вид, что ничего не получали.

Некоторые проводят аналогии между Исаакиевским собором и недавним скандалом в Херсонесе – музее-заповеднике под Севастополем на месте античного полиса, на территории которого также находится действующий храм. В начале августа севастопольский губернатор уволил прежнего директора музея, ученого-археолога, и назначил вместо него священника Сергея Халюту, заявив, что Херсонес должен стать «новым Афоном». Коллектив музея заволновался, стал писать письма в Кремль. В итоге усмирять бунт поехал лично министр культуры Владимир Мединский. Который, даром что любитель Сталина, поступил очень либерально: сообщил бунтующим музейщикам, что священника уберут, а вместо него назначат человека из их среды. Произошло это как раз на днях.

Аналогии проводятся, однако, не со счастливым хеппи-эндом, а с серединой этой истории. Возможно, в итоге церковь пойдет на «компромисс»: если широкие массы хотят, чтобы Исаакий оставался музеем – пусть он им и остается. Только возглавит его представитель епархии.

На пресс-конференции священники не стали внятно отвечать на вопрос, чем их не устраивает нынешняя жизнь в рамках музея, ограничившись философским тезисом о том, что «музей-храм должен стать храмом-музеем». Однако за них это сделал сам митрополит Варсонофий. «Когда в храме музей, жизни там нет. Религиозная жизнь человека начинается с крещения. В храм люди приходят крестить детей, венчаться, и эти требы совершаются в течение целого дня. А если этого нет, нет и полноценной приходской жизни», – приводит слова владыки официальный сайт епархии.

Николай Буров подтвердил «Городу 812», что не приветствует венчания в Исаакиевском соборе, поскольку тогда «в него будет стоять очередь, как во Дворец бракосочетаний на Английской набережной, и это существенно затруднит работу музея». Хотя как исключения такие случаи бывают.

Сколько может стоить обвенчаться в Исаакиевском соборе? Это событие, которое происходит только раз в жизни (ну максимум – два-три), и Дмитрий Песков наверняка не пожалел бы отдать за него свои часы. Но если светский директор против, то свой будет только «за».

И пример с венчанием – не единственный. Формат храма-музея даже более выгодный, поскольку церковь в таком случае избавится от всех расходов на содержание здания.

Правда, тогда церкви надо будет готовиться к бунту музейщиков, вдохновленных тем более победой под Херсонесом.            

Антон МУХИН











Lentainform