18+

«Зачистка» для друга Путина: как увольняли ректора консерватории

01/09/2015

Петицию под требованием вернуть на пост ректора Петербургской консерватории Михаила Гантварга (на фото) в Интернете подписали немногим более 1000 человек (для сравнения: под петицией за неувольнение кондуктора троллейбуса 8-го маршрута 6700 подписей).

         В общем, рассчитывать на то, что Минкульт изменит свое решение под воздействием общественного мнения, вряд ли возможно. Впрочем,  профессора консерватории еще не вернулись с каникул…

Напомним, что Минкульт России поставил точку в недолгом «мирном периоде» существования Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, уволив ректора Михаила Гантварга. Уволил в лучших советского традициях: в период летних отпусков профессорско-преподавательского состава, отозвав ректора с заграничных гастролей и без объяснения причин (их стали находить уже позже).  До конца контракта у Гантварга оставалось чуть больше года.

Время для увольнения выбрано, разумеется, не случайно:  расчет сделан на то, что ученый совет и весь коллектив консерватории в сентябре примут свершившееся как данность и не станут поднимать большого шума. Вынудить или уговорить Михаила Гантварга уволиться «по собственному», правда, не получилось – потому в Минкульте прибегнули к каким-то формальным и невразумительным поводам для этого увольнения. В четвертый раз подряд руководителю консерватории не довелось проработать до конца своего первого срока.

И.о. ректора назначен директор Санкт-Петербургского музыкального училища Алексей Васильев. Скорее всего, его фигура – это временный «заместитель», который будет занимать этот пост до тех пор, пока в консерватории не улягутся страсти и не будет подготовлена почва для нового ректора.

Вероятнее всего, что «зачистка» в вузе произведена для виолончелиста Сергея Ролдугина – друга Путина и крестного отца его старшей дочери Марии. В начале 2000 годов Ролдугин уже предпринимал попытку возглавить консерваторию – однако консерваторию тогда разрывали коррупционные скандалы и имидж ректора во многом терял свою привлекательность.

Тогда правительство РФ быстро учредило Санкт-Петербургский дом музыки (распоряжение №1717-р от 18 октября 2005 года) и отдало под него дворец Великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки, 122. Объект культурного наследия федерального значения в сжатые сроки был полностью отреставрирован (реставрация велась на средства благотворительного фонда «Константиновский» и на бюджетные средства: из городского бюджета в ремонт было вложено 800 млн рублей). Само учреждение получило полное финансирование на федеральном уровне, художественным руководителем Дома музыки стал Сергей Ролдугин.

Однако смысл существования этого учреждения неясен и размыт: сформулированная Минкультом сфера деятельности Дома музыки – это «развитие классического музыкального искусства, сохранение исполнительских традиций и подготовка молодых российских музыкантов к международным конкурсам». Однако с этой задачей во все времена успешно справлялись консерваторские педагоги, и Дом музыки в этом плане вряд ли сможет составить конкуренцию первому российскому музыкальному вузу со стопятидесятилетней историей.

Поэтому пост ректора консерватории, конечно же, во всех отношениях выглядит более престижным и значительным, чем должность руководителя Дома музыки, в котором время от времени проходят вялотекущие мастер-классы и учебные концерты.

Насколько справедливо это предположение, станет ясно в недалеком будущем. Однако если отвергнуть теорию «зачистки» консерватории под своего человека, то смещение Михаила Гантварга – первого за последние десять лет ректора, покинувшего свой пост без коррупционного шлейфа – представляется просто верхом бессмыслицы.               

Виктор ГОРДЕЕВ