16+

Когда петербуржцы привыкнут к платным парковкам

03/09/2015

Когда петербуржцы привыкнут к платным парковкам

В центре Петербурга заработала первая зона платной парковки. Специалист по транспортному развитию, консультант Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Давыдов рассказал «Городу 812», какого эффекта можно ждать от этого нововведения.


        – Чем тот вариант устройства зоны платной парковки, который реализуется в Петербурге, отличается от того, что практикуется в других странах?
– Принципы организации платных парковок одинаковы в любой стране. Различия – в деталях. Стоимость парковки в разных городах отличается. Она определяется по такому принципу: на парковке должно быть занято не более 80% парковочных мест, т.е. одно свободное на  четыре занятых. Если при заданной стоимости парковки пустуют, значит, цена слишком высока. Если, напротив, забиты – цену нужно поднимать. В Москве стоимость несколько раз менялась – сначала была 50 рублей, теперь 80. А чтобы сократить время парковки, стоимость со второго часа повысили до 130 рублей. Есть также дифференциация по территории: в центре города, где находятся наиболее притягательные объекты, там стоимость максимальна.

– Решат ли платные парковки все проблемы  движения в центре? 
– Платная парковка – своего рода кнут, мера, которая дестимулирует движение автомобилей в центре. Но нужен и пряник – меры, которые компенсируют отсутствие автомобиля. Чтобы пересадить людей из личного транспорта в общественный, нужно сделать последний максимально удобным: ввести расписание движения, как для электричек, построить выделенные полосы, как на Петроградке, на Лиговском, и так далее.

Пока главное средство передвижения в Петербурге – это метро. Если парковка появляется рядом со станцией, все хорошо. Так, участок, выбранный для тестирования (Литейный–Лиговский–Невский), хорошо подходит, чтобы отработать весь механизм: там метро в шаговой доступности. Но когда зона парковки будет расширена, могут возникнуть проблемы. Согласно плану, еще одна парковка будет ограничена Невским, Садовой улицей и Невой, то есть окажется в районе, где кроме «Площади Александра Невского» и «Чернышевской» станций метрополитена нет. Автобусы ходят редко, стоят в пробках. Без автомобиля в тот район очень неудобно добираться. Введение парковки без изменения системы работы общественного транспорта приведет к тому, что тот район вплоть до Смольного собора будет малодоступным. А чем ниже доступ, тем хуже развивается территория. Кто будет открывать офис там, куда не доехать? Эту проблему нужно решить до того, как она возникла.

Хотя, конечно, я считаю, что зону платных парковок нужно увеличивать, предварительно учитывая степень доступности территории. До 2020 года планируется снабдить парковками Петроградскую сторону, Васильевский остров и другие территории.

– Насколько уменьшится количество людей, приезжающих в центр на автомобиле, после появления платных парковок?
– Желание ездить на автомобиле тем меньше, чем дороже это обходится. Самые большие заторы в центре возникают в утренний и вечерний часы пик, а днем движение довольно свободное. Это значит, что центр города занимают водители, которые приезжают сюда на работу. При этом они занимают парковочное место в течение 8 часов, не пользуясь своим автомобилем. При введении платных парковок график выравнивается, нагрузка в час пик падает, потому что людям приходится выбирать: оплачивать все 8 часов стоянки или ехать на общественном транспорте. При этом те, кому нужно заехать в центр часа на два,  легко смогут припарковаться.

– Долго ли петербуржцы будут привыкать к платным парковкам?
– В Москве контроль за соблюдением правил парковки настраивали еще полгода после введения платных парковок. Помню, водители парковались на газонах, рядом с парковкой, заклеивали номера... Прошло три года, и система уже функционирует: на случай незаконной парковки по городу ездят эвакуаторы, в центре работают патрули, которые вручную осматривают машины, поэтому номера никто уже не заклеивает. Надеюсь, что в Петербурге все заработает гораздо быстрее, через год-полтора.

– Вы встречались с автомобилистами – какие вопросы их больше всего беспокоят?
– В основном технические – как пользоваться парковкой. В целом создание платных парковок – это следование тенденциям развития мировых держав. Какие-то страны вводят более жесткие правила, какие-то – более сдержанные. Все зависит от поставленной цели. Если цель – пересадить всех на велосипеды, то надо действовать более жестко, как в Лондоне, где въезд в центр города ограничен – он стоит 10 фунтов стерлингов, т.е. почти 1000 рублей!  Там даже мэр на велосипеде ездит. Но если у нас жестко ограничить движение в городе, это скажется на жителях негативно, потому что подходящей альтернативы автомобилю пока нет.                  

Анастасия ДМИТРИЕВА









Lentainform