16+

Что потеряет Петербург от исчезновения «Трансаэро»

07/09/2015

Что потеряет Петербург от исчезновения «Трансаэро»

Зарегистрированная в Петербурге авиакомпания «Трансаэро» не сумела разобраться с долгами и будет передана «Аэрофлоту». Представители «Аэрофлота» уверяют, что ничего, кроме проблем, не приобретают: самолеты у «Трансаэро» неправильные, большие, долгов – миллиарды, но пассажиры не пострадают. Вопрос: что потеряет или приобретет Петербург от того, что «Трансаэро» исчезнет?


           «Трансаэро» перерегистрировалось в Петербурге в 2006 году и стало платить здесь налоги – при Валентине Матвиенко это был эффективный способ пополнения городского бюджета. Ходили разговоры, что «Трансаэро» станет второй базовой компанией для «Пулкова», но этого так и не произошло. Хотя прямые беспересадочные рейсы из Петербурга – как в российские регионы, так и за границу – она выполняла.

«Аэрофлот» в те же города, безусловно, летает – но преимущественно из Москвы. Все свои «хордовые» рейсы «Аэрофлот» год от года сокращал. И возможностей стать полноценным хабом у «Пулкова» по-прежнему немного. Надежды на дочернюю аэрофлотовскую «Россию», базирующуюся в «Пулкове», нет: «Аэрофлоту» выгодно формировать маршруты через Москву.

Поэтому администрация Петербурга в очередной раз обратилась в Минтранс с просьбой дать аэропорту «Пулково» режим открытого неба, подобный тому, что действует во Владивостоке, Сочи и Калининграде. Этот режим позволяет иностранным компаниям совершать в городе транзитные остановки, в том числе – с высадкой пассажиров и взятием на борт новых. По подсчетам Смольного, эта мера способствовала бы появлению 18 новых регулярных авиарейсов в европейские города, привлекла бы в «Пулково» дюжину новых авиакомпаний  и увеличила бы трафик на 17 процентов.

Роман Гусаров, авиаэксперт, руководитель портала avia.ru

– Что «Аэрофлот» сделает с маршрутной сетью «Трансаэро»?
– Сейчас не то время, чтобы отказываться от доходных направлений. Так что привлекательные рейсы останутся. В том числе – прямые рейсы из Петербурга. Да что там Петербург: я недавно был в Калуге, и оттуда летают прямые самолеты и в Петербург, и в Симферополь.

– Сейчас в Крым откуда только не летают. Эти перевозки дотируются государством.
– Конечно, дотируются. И не только они.

– Жителям Петербурга гораздо важнее узнать, не закроются ли те направления, которые охвачены сейчас «Трансаэро», – прежде всего в Европу и Азию.
– Если направления непопулярны – конечно, закроются. Вообще за год объем заграничных перевозок упал на 40 процентов. У всех российских авиакомпаний, включая «Аэрофлот». Спрос падает, потому что рубль подешевел, и для людей заграница стала не по карману.

– Если все заберет «Аэрофлот», конкуренция умрет, и цены станут совсем заоблачными.
– У «Аэрофлота» есть свой дискаунтер «Победа», которая упорно пробивается на рынок международных перевозок. Возможно, ей это удастся. Главное, что «Аэрофлот» не пользуется дотациями, а убытки несет наравне с другими компаниями. В сумме – 19 миллиардов убытка в прошлом году. Да, непопулярные рейсы будут сокращаться. Зачем нужны рейсы с полупустыми самолетами? В том числе и между регионами. Скажем, в неком областном центре наберется 50 человек в неделю, которым нужно попасть в другой город, что же им – 150-местный самолет давать?

– А люди родственников хотят проведать.
– Это можно и по скайпу.

– Петербургские власти рассчитывают, что, если аэропорту «Пулково» дадут статус открытого неба, то это даст возможность привлечь западные авиакомпании. Как думаете – разрешат нам такое?
– Боюсь, открытое небо совсем убьет российскую авиацию. Оно нужно, когда спрос опережает предложение, – вот тогда требуется привлечь как можно больше авиакомпаний, чтоб заткнуть дыры. А сейчас компании уже начали людей увольнять. Да, откроют небо – придут европейские перевозчики, у них все более-менее стабильно. Начнут демпинговать. В итоге – мы выиграем сегодня, а завтра проиграем навсегда. Не думайте, что Москва как-то препятствует режиму открытого неба, потому что хочет все стыковки замкнуть на себя. Там тоже перегружены все аэроузлы. Во Владивостоке – да, есть смысл делать открытое небо с учетом близости к Китаю, там на транзитных рейсах можно очень хорошо зарабатывать. Знаете, если Петербург хочет того же для себя – зарабатывать на транзитных пассажирах, – надо хлопотать не о статусе для аэропорта, а об особом статусе для туристов – 72-часовом пребывании без визы. Именно это повысит туристическую привлекательность. Представьте, что немец летит в Таиланд и у него пересадка где-то в России, во время которой он отдохнуть не успеет, а только больше устанет. Куда приятней на 1–2 дня остановиться в Петербурге, пожить в гостинице, посетить музеи. То же можно сказать, скажем, про китайцев, которым нужно в Европу и у них тоже транзит через Россию.

Справка

Авиакомпания «Трансаэро» – первая и крупнейшая частная российская авиакомпания. Создана в 1991 году. Выполняет пассажирские и грузовые рейсы по России, в страны Европы. Азии, Латинской Америки. Владеет 101 пассажирским бортом и двумя грузовыми. Авиакомпания начала испытывать серьезные финансовые трудности с осени 2014 года. По данным портала Аviasales выгоднее всего были путешествия с «Трансаэро» в Нью-Йорк, Ереван и Барселону.

Работники авиакомпании и пассажиры, правда, отзывались о ней не самым лучшим образом. Вот некоторые из высказываний.

Работники: «Компания очень сильно задерживает зарплату и отпускные, не выплачивает суточные. Вот почему, уважаемые пассажиры, проводники вам не улыбаются»; «Если Плешакова (бывший теперь уже гендиректор «Трансаэро») улетает в командировку, весь техсостав готовит самолет под нее, запчасти, внешне более красивые, снимаются с других бортов»; «Экономия на всем:  например, обязателен возврат бытовой службе пустого флакона от освежителя. За потерю флакона лишают минимум на 25% премии. За украденные пассажирами пледы бортпроводников лишают премии от зарплаты на 100%. А потребовать возврата пледа невозможно, это ведь не клиентоориентированно».

Пассажиры: «На лайнерах авиакомпании зачастую сиденья уплотнены так, что расстояние между креслами минимально, коленки упираются в спинку впереди стоящего кресла. И это Боинг 747, один самых комфортабельных самолетов в мире».            

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform