16+

«У инвесторов глаза горят! Готовы строить магнитолевитационную дорогу из Петербурга в Москву»

08/09/2015

«У инвесторов глаза горят! Готовы строить магнитолевитационную дорогу из Петербурга в Москву»

Первую в мире грузовую платформу, парящую в воздухе под действием магнитной левитации, создали инженеры из Центра инновационного развития пассажирских перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС).


          Ученым удалось сформировать магнитное поле из постоянных магнитов, отказавшись от электромагнитов со сверхпроводящими обмотками. О развитии магнитолевитационного транспорта «Городу 812» рассказал руководитель центра, экс-министр путей сообщения РФ, профессор Анатолий ЗАЙЦЕВ.

В июне 2015 года «летающий» вагон был представлен министру транспорта РФ Максиму Соколову и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Сейчас в Смольном рассматривают возможность строительства городской пассажирской линии МЛТ (магнитолевитационного транспорта), а также грузовой магистрали из Петербурга в Москву.

У инвесторов глаза горят


– В чем суть вашего открытия?

– Учеными нашего центра разработана технология, позволяющая формировать магнитное поле из высокоэнергетических постоянных магнитов. Мы доказали, что при современном уровне развития элементной базы можно отказаться от криогенной системы, т.е. от электромагнитов со сверхпроводящими обмотками.  Мы смогли  «поднять» с помощью левитации платформу массой 32 тонны  над сборкой из элементарных магнитов площадью в квадратный метр.  Сконструированный нами  узел левитации  позволяет говорить о возможности создания новой транспортной системы с широкими возможностями.  Так как для подвижного состава снимаются жесткие ограничения по массе, габаритам и другим требованиям. Когда мы рассказываем об этом зарубежным коллегам,  они удивляются, что Россия так далеко продвинулась.

Мы предлагаем построить первую в мире грузовую магнитолевитационную трассу (МЛТ) от Петербурга до Москвы,  которая бы обеспечила  связь между портами Финского залива (Усть-Луга, Бронка, Петербург) и грузовыми терминалами столицы. Скорость перемещения грузов из практических соображений не будет превышать 400 км/ч.

Мы уже создали полномасштабный образец грузовой платформы, позволяющей демонстрировать эффект магнитной левитации. Сейчас платформа находится на территории Ленинград-Балтийского моторвагонного депо.  Она оснащена секцией линейного синхронного двигателя, изготовленного на Петербургском электротехническом заводе. 

Министр транспорта РФ   Максим Соколов и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в июне этого года ознакомились с нашим левитирующим вагоном. Сказали, что интересно. Позже вопрос создания МЛТ поднимался на совещании у вице-губернатора Игоря Албина. Сейчас идет работа с комитетами Смольного. Вопроса о бюджетных деньгах мы не ставим.

– Что, уже есть инвесторы?
– Есть интересанты, готовые хоть завтра начать строительство. Более того, нами подписано соглашение: как только мы предоставим право работать на конкретном участке земли, инвестор приходит и строит. На разные участки есть разные инвесторы.  Пока мы их в пул не объединяли, с каждым разговаривали отдельно. У всех глаза горят! По мнению ПАО «Ленгипротранс», выполнявшего трассировку в интересах порта Бронка, магнитолевитационную трассу надо строить в два этапа.  Сначала организовать крупный перегрузочный узел в районе станции «Владимирская» (неподалеку от Гатчины). На этом участке проверить работу в тестовом режиме. Затем уже вести магнитолевитационную дорогу дальше на Москву. 

ВСМ – медленнее и дороже

– Много земли нужно для строительства дороги? Это же известная проблема:  свободных участков нет, и никто не продает.
– Дорога проходит по эстакаде. Через каждые 50 метров нам надо ставить опору диаметром 1,5 метра. Это всё.

– Что может находиться под такой эстакадой? Есть ограничения?
– Высота эстакады может быть любой, и под ней может быть расположено что угодно. Электромагнитное излучение, которого все боятся, отсутствует. Мы доказали,  что его нет уже в 5 см от узла левитации. Другие нормы и требования полностью вписываются в существующие СНиПы для дорожных сооружений.

– А если вагоны вниз упадут?
– А если метеорит упадет? Вероятность падения сведена к нулю за счет соответствующих технических решений. Конструкция вагона такова, что даже при отключении  тока платформа плавно присядет на балку, но не упадет.

– Сколько стоит строительство?
– По нашим расчетам, стоимость строительства магистрали «Порты Санкт-Петербурга – терминалы Москвы» протяженностью 720 км составит 1 295,30 млн рублей за километр. Это существенно меньше, например, стоимости строительства одного километра высокоскоростной магистрали «Москва – Казань». В эксплуатации магнитолевитационная трасса дешевле на 40%. Так как у вагонов нет соприкосновения с поверхностью, то нет и сопротивления качению. В результате расход электроэнергии снижается вдвое. На скорости более 300 км/ч основной расход энергии связан с аэродинамическим сопротивлением.

По нашему заказу российские специалисты создают обтекаемую форму вагона, обеспечивающую снижение расхода электроэнергии в 17 раз! Срок окупаемости  проекта грузовой МЛ  – порядка 10 лет. Это очень хорошие сроки для подобных инфраструктурных проектов.

 Поезд вылетел в аэропорт

– Можно ли создать пассажирские магнитолевитационные поезда? Не опасно ли для здоровья в них ездить?
– В других странах магнитолевитационный транспорт используется именно как пассажирский. В Шанхае действует 30-километровая линия, в Японии работает 43-километровый участок. Мы не видим проблем в применении  нашей технологии для пассажирских перевозок, в том числе и для городского транспорта. МЛТ позволит решить транспортные проблемы мегаполисов, которые уже нельзя решить, используя только  традиционные технологии.

На наш взгляд, в Петербурге возможны строительство МЛТ-линии «Стрельна – Обухово» протяженностью 30,5 км, имеющейся в Генплане города, а также реализация схемы скоростного сообщения «Аэропорт – Метро – Стадион» для приема чемпионата 2018 года. Мы активно работаем с комитетами Правительства Санкт-Петербурга по согласованию трассы городской магнитолевитационной системы.

– Что отвечают в Смольном на ваши предложения?
– Мы констатируем положительные сдвиги в сторону проявления интереса к этим предложениям. Уверены, что положительное решение будет принято.

– Почему  все же вы предлагаете начать с грузовых перевозок, а не с пассажирских?
– Для России грузовые перевозки – наиболее больной вопрос. Грузооборот в стране растет в основном за счет автомобильных перевозок. Развитие экономики зависит от обмена ресурсами, т.е. от развития транспорта. А у нас пять крупнейших регионов  вообще не имеют железнодорожного сообщения! Мы как были междоусобным княжеством с точки зрения транспортной доступности, так им и остаемся. Протяженность железнодорожных путей за последние 25 лет не увеличилась: в начале 90-х она составляла 86 тысяч километров, столько же и сейчас.  Средняя скорость движения грузов по железной дороге сегодня 230 км в сутки!

По нашему мнению, магнитолевитационная дорога между Питером и Москвой должна стать первым участком большой транспортной системы «Север – Юг», «Запад – Восток». Мы планируем производить все необходимое для строительства дороги в России, в Петербурге. Я абсолютно не разделяю точку зрения тех, кто считает, что Россия по уровню развития технологий отстала от других развитых стран на полвека. Так говорят либо конъюнктурщики, либо неграмотные.

На свою поляну чужаков не пускают


– Если магнитолевитационные дороги так экономически выгодны, почему нигде в мире нет грузовой магнитолевитационной трассы?
– А зачем? В мире больше нет страны, которая так нуждается в грузовых перевозках, как Россия. Похожая ситуация только в Америке, но лишь в отношении внутренних перевозок. Мы спрашивали коллег-американцев: «Почему  у вас нет магнитолевитационного транспорта?» «Нас автомобилисты закатают в асфальт, если мы выведем его на рынок», – ответили нам. Вы понимаете, что это образное выражение свидетельствует о том, что рынок давно поделен и пускать на «свою поляну» чужаков никто не желает. 

Второй довод. Мировые производители железнодорожной техники не заинтересованы в создании магнитолевитационного транспорта. Профессор Йоханнес Клюшпис из Мюнхена, выступая на нашей конференции, говорил, что, продав произведенную технику, он десятки лет получает деньги за ее обслуживание. Это касается и «Сапсанов», и «Ласточек», закупленных за рубежом. А так как в магнитолевитационной технике обслуживать нечего, производитель видит угрозу своего безбедного существования.

У нас в России более благоприятная ситуация. Существующими видами транспорта нам не принять весь транзитный поток грузов «Север – Юг» и «Восток – Запад». Магнитолевитационная технология может решить эту задачу.

Мы считаем, что операторами таких перевозок должна быть крупнейшая государственная компания ОАО «РЖД». На мой взгляд, осознание этой ситуации постепенно наступает.

– Вы много лет отдали железной дороге, были министром МПС. Куда, на ваш взгляд, нужно развиваться дороге сегодня?
– Я бы немного поправил ваш вопрос: не дороге развиваться, а единой транспортной системе страны. У нас имеется «Стратегия развития транспорта России до 2030 года». Это хороший документ, правда,  в нем пока нет магнитолевитационного  транспорта.

В ходе реформ, проводимых на железнодорожной дороге, на мой взгляд,  неуклюже подошли к трансформации пригородных перевозок. Принятые по указанию президента России меры не исчерпывают проблемы. Передача универсального парка вагонов почти двум тысячам собственников принесла огромные дополнительные затраты грузовладельцам. С государственной позиции – это ущерб всему народному хозяйству. Не хотелось бы, чтобы то же самое повторилось и с локомотивным парком.

Мое ощущение:  мы повторяем путь Англии, где железные дороги были приватизированы, но уже через три года там осознали вредность этой затеи для государства, и все вернулось на круги своя. Я понимаю, такие суждения не популярны. Но цифры и мнения пользователей железнодорожного транспорта в корзину не выбросишь.            

Елена РОТКЕВИЧ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга











Lentainform