16+

Поможет ли туристу создание реестра турагентств

06/09/2015

Поможет ли  туристу создание реестра турагентств

В России должен быть создан реестр туристических агентств. Он призван обеспечить прозрачность рынка и гарантировать права туристов. Но на практике туристам он вряд ли поможет.


             Дискуссия по этому поводу идет уже не один год. Скептики говорят: зачем вообще нужен этот реестр, без которого страна живет десятилетиями? Но тут Путин, выступая в августе на посвященном туризму заседании Госсовета в Крыму, сказал: «Надо». И чиновники, конечно, дружно ответили: «Есть». 
 
Формальный предлог – чтобы защитить права туристов. Реальный – чтобы контролировать. В первую очередь это нужно государству и крупным туроператорам, желающим сделать агентский рынок по-максимуму прозрачным. Причем каждый – в своих интересах. 
 
«Не думаю, что создание реестра турагентств поможет в вопросах безопасности туристов, – признается президент операторской компании Natalie Tours Владимир Воробьев. – Но этот инструмент совершенно точно облегчит работу туроператоров». 
 
Дело в  том, что лицензирование в сфере туризма в России давным-давно отменено, и сейчас продавать «собранные» операторами турпакеты в розницу может кто угодно. Иногда даже не имея «живого» офиса. Точное число турагентов в стране никто назвать не может. То ли их 25 тысяч, то ли 30… Ответственность «если что случится» по закону несет оператор. И вот этот реестр призван помочь операторам отделить «живых» агентов от «мертвых душ».
 
Согласны, говорят эксперты, турагенты уже давно выпали из правового поля. Если ответственность оператора перед туристом (хотя бы теоретически) финансово гарантирована, и в крайней случае туристу  за границей должна помочь ассоциация «Турпомощь», то если с деньгами клиента сбежит агент, достать его  можно лишь через суд. Идея создания реестра агентов как раз и состоит в том, чтобы все они были на виду. И тоже несли ответственность за действия, которые привели к проблемам у туристов. 
 
Но, как справедливо замечает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, «от того, что агентов перепишут в некий новый реестр, ничего не изменится». 
 
Формально сведения о том, что юрлицо или ИП занимается предпринимательской деятельностью в сфере туризма, и сейчас должны быть опубликованы на сайте Роспотребнадзора. 
 
«Вопрос в том, как агенты будут попадать в  Единый федеральный реестр, – говорит Канторович. – И как выработать критерии, которые станут гарантией финансовой безопасности для клиентов». 
 
По обоим пунктам единства нет. Принципиально различающихся позиций две. И обе они имеют свою аргументацию и сторонников.
 
Первая. Единый федеральный реестр турагентств в конечном счете должен быть обязательным для всех и подконтролен государству в лице Ростуризма. Поэтому вести его должна Ассоциация туроператоров выездного туризма «Турпомощь», созданная под крылом Ростуризма. А чтобы финансово защитить права туристов, будет создан компенсационный фонд. 
 
Вторая позиция состоит в том, что регулирование агентского рынка должно происходить через институт саморегулирования (СРО), как это происходит в строительстве. То есть работать турагентом, не состоя ни в одной СРО, будет запрещено.
 
За появление СРО выступает Альянс туристических агентств (АТА) Но альтернативный ему «Союз турагентств» (СТА) – против, ссылаясь на то, что практика работы СРО в других отраслях российской экономики показала, что они часто становятся шлагбаумом к доступу на рынок и служат кормушкой для управляющих СРО. Некоторое время назад свыше 100 турагентов подписали петицию против создания СРО в туризме: «Никакое СРО, собирающееся существовать на поборах, не может положительно повлиять на туристический бизнес в РФ». 
 
Что думают в операторском сообществе? 
 
«Требования по СРО для турагентств невыполнимы. Суммы, которые предлагают взымать с агентов, не покроют объем рисков на туристическом рынке. И создадут невыносимые условия для его участников», – приводит другой аргумент вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. 
 
В общем, создание реестра агентов одним экспертам кажется неэффективной мерой, а создание СРО другим – ненужной прослойкой, которая позволит монополизировать рынок. А к защите прав туристов все это вообще имеет мало отношения.
 
Предлагается и третий вариант. 
 
«Введение практики страхования каждого тура – тот выход из ситуации, который мы давно предлагаем», – говорит генеральный директор компании Art-Tour Дмитрий Арутюнов. «Это самый оптимальный вариант страхования ответственности, который может реально обезопасить туриста», – добавляет специалист компании Anex Tour Елена Кокоева. «Это был бы эффективный инструмент защиты туриста», – соглашается генеральный директор сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов.
 
То есть идея в том, чтобы ответственность за туриста возложить на страховые компании.  Только  страховщики брать на себя эту ответственность не хотят.                  

Владимир СЕРГАЧЕВ








Lentainform