16+

«“Charlie” макнул европейское общество, играющее на родительской любви, мордой в трагедию»

15/09/2015

«“Charlie” макнул европейское общество, играющее на родительской любви, мордой в трагедию»

Французский сатирический журнал Charlie Hebdo, подвергшийся нападению за карикатуры на пророка Мухаммеда, снова в эпицентре скандала. Общество возмутили карикатуры на утонувшего сирийского мальчика, ставшего символом беженцев.


            Блогеры рассуждают: неужели редакция журнала ничему не научилась на предыдущем опыте столкновения с радикальными исламистами или же это делает осознанно, чтобы привлечь внимание к проблеме мигрантов.
 
Журнал высмеял мальчика по имени Айлана Курди, тело которого нашли после того, как лодка с беженцами из Сирии перевернулась у берегов Турции. Тогда фотографии мертвого ребенка облетели весь мир — люди скорбели вместе с мигрантами, а мальчик стал символом жертвы, на которую идут люди в побеге от войны. 
 
Однако редакция Charlie Hebdo решила взглянуть на проблему с другой стороны. Карикатура на мертвого ребенка и размещенную рядом рекламу мировой сети фаст-фуда   McDonald’s с подписью "Два Happy Meal по цене одного" и названием "Так близок к своей цели..." вызвала настоящий шок у читателей. Настолько скабрезным и  циничным оказался взгляд авторов рисунка, что неоднозначно к нему отнеслись даже истинные почитатели. 
 
Второй рисунок называется «Доказательство, что Европа является христианской». На нем рядом с утонувшим мальчиком изображен стоящий на воде человек, похожий на Иисуса Христа. Он говорит ребенку: «Христиане ходят по воде, мусульманские дети тонут».
 

«“Charlie” макнул европейское общество, играющее на родительской любви, мордой в трагедию»
 
В соцсетях к рисункам отнеслись гневно. В адрес художников посыпались обвинения в расизме и нетерпимости к другой вере. Сообщество чернокожих адвокатов собирается подать иск в Международный уголовный суд. По словам руководителя организации Питера Херберта, Charlie Hebdo является расистским и ксенофобским журналом, который пропагандирует нетерпимость и притеснения, пишет newsru.com.
 
В России к публикации отнеслись тоже двояко. Понятно дело, что отрицательных и даже гневных откликов куда больше, чем аргументированных выводов.
 
Так, заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов прокомментировал публикацию журнала, заявив, что над смертью людей нельзя издеваться. При этом он подчеркнул, что мусульмане должны брать пример с пророка Мухаммеда и реагировать на такие вещи мирно.
 
«Безусловно, это кощунственно, когда люди смеются над смертью людей, и таких смертей сегодня, к сожалению, сотни, если не тысячи. И та трагическая ситуация, которая сегодня происходит, – люди бросают дома, на надувных матрасах вынуждены мигрировать – это, конечно, очень страшно. Над смертью людей ни в коем случае издеваться и смеяться нельзя», – приводит "Интерфакс" слова Аббясова.
 
Директор по внешним коммуникациям Rambler Матвей Алексеев написал в соцсетях, что не может больше поддерживать  Charlie Hebdo, как раньше. Напомним, после расстрела редакции журнала в мире прошла акция Je suis Charlie, направленная в поддержку художников-карикатуристов.
 
«Простите. Но наверное я пропустил тот момент, когда под свободой слова и самовыражения стали понимать надругательство над здравым смыслом и моральными нормами человечества», – возмущается Алексеев.
 
Карикатурист Андрей Бильжо тоже считает, что в данном случае редактора журнала явно переборщили.
 
«я не раз говорил и комментировал всю эту историю с «Шарли Эбдо», и говорил все время, что рисовать можно про все, только важно, кто рисует, где рисует, зачем рисует и так далее. Эта история меня, честно говоря… я в тупике, потому что мне это не нравится. Не могу ничего сказать, не могу пойти против своих чувств. Не нравится. Потому что, когда используется образ, персонаж, рисованный так, абстрактный… А это не абстрактный образ. Это конкретный образ маленького мальчика, который погиб. Это, конечно, уже за чертой дозволенного, как мне кажется. Но, понимаете, я представил себя в роли художника или в роли редактора, сидящего в этой комнате, в этой редакции, в которой меньше года назад расстреляли моих друзей, и тоже была тема мусульман. И я подумал, что в голове этого человека, в голове этого редактора стоят образы его друзей, с которыми он не раз выпивал вино, ходил на дни рождения, и в эту комнату вошли люди и расстреляли его друзей. И вот я подумал, как он считает, что он думал, когда он рисовал. Не мстит ли он это, не считает ли он каким-то это для себя важным поступком…».
 
Журналист Айдер Муждабаев более сдержан в комментарии:  
 
«Это карикатура о ксенофобии и толерантности, о людях, а вовсе не о Христе или мусульманах, разве непонятно? «.
 
«Вот я и спрашиваю себя: «Я всё ещё Шарли?» А вы?», – пишет в Фейсбуке журналист Михаил Козырев.
 
Мнения действительно разделились. Что это — провокация с целью акцентировать внимание на главной проблеме — и это не мигранты, как многие думают, а проблема терпимости в европейском обществе. Ведь именно терпимость в ближайшее время проверят на прочность европейцы, пока еще даже не подозревающие о том, какие последствия влечет за собой эта миграционная волна.
 
Обозреватель Сергей Бунтман пытается направить внимание общества в нужное русло: 
 
«Два душераздирающих рисунка в «Charlie Hebdo» вызвали бурю в ханжеском стакане. Из написавших о событии понял, в чём тут дело, кажется, только Айдер Муждабаев. Может, кто-то ещё, но не читал и буду рад ошибиться.
 
«Шарли» макнул общество мордой в трагедию. Макнул гигантскую машину, которfая своими скидками, промоакциями, магазинами шикарных детских шмоток и прочими диснейлендами виртуозно играет на струнах родительской любви и обнуляет родительские счета. Макнул праздных умом поклонников благоглупостей, которые быстро обегают стороной конкретную человеческую трагедию и с упоением рассуждают о сшибке цивилизаций и о гибели христианской Европы.
 
Не поняли. И не хотели понять. А думали все эти месяцы, прошедшие с 11 января, не было ли всё-таки какого-то резону у террористов, расстрелявших редакцию. Старая идея, много раз осмыслявшаяся: те, кто разрывает на себе религиозную тельняшку, наверняка поддержали бы казнь никому не понятного Иисуса, приди Он сейчас.
 
Так что, вы как хотите, а Je suis Charlie, и еще уверенней, чем раньше».              
 
Фото: echo.msk.ru

 








Lentainform