16+

«Финал российского фильма ужасов «Пиковая дама» напоминает рекламный ролик «Единой России»

18/09/2015

«Финал российского фильма ужасов «Пиковая дама» напоминает рекламный ролик «Единой России»

В прокат выходит российский фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд». У петербургских зрителей это название может вызвать массу ассоциаций с пушкинской повестью и оперой Чайковского. Но ничего такого в фильме молодого режиссера Святослава Подгаевского нет, а есть гимн взаимопомощи в традициях Тимура и его команды, помноженный на детскую игру «Зарницу».


          Насколько это уместно в фильмах ужасов и почему все наши жанровые фильмы похожи на «Сталинград» Федора Бондарчука, разбирался «Город 812».

Про то, что жанру хоррор не везет в нашей стране – там, где действительность подкидывает сюрпризы круче, чем в кино, снимать фильмы ужасов бессмысленно, – знают все. Но это не мешает российским продюсерам периодически заходить на территорию жанра – уж очень обидно смотреть, как отечественные денежки уходят иностранным производителям. Кроме того, периодически находятся молодые и амбициозные российские режиссеры, которым не дает покоя слава авторов культовых ужастиков   Джорджа Ромеро и Сэма Рэйми. Тяга молодых к ужасам подкрепляется убеждением, что в глубоко коммерциализованной семье жанрового кино хоррор – это оазис авторской воли, и то, что хороший хоррор можно снять за маленькие деньги. Ибо природа ужаса не зависит от материальных вложений.

В случае с «Пиковой дамой» последнее правило не работает. Продюсеры решили не жадничать, а сделать картину, в которой каждый из 45 миллионов вложенных рублей говорит сам за себя. Благодаря этому картинка в фильме поражает воображение зрителя глянцевым блеском, а интерьеры и актеры – красотой и гламурностью. Хотя дело происходит   на окраине города, в многоэтажном густонаселенном доме, а родители героев работают простыми работягами (вообще, история про то, что четверо подростков вызывают из зеркала призрак умершей женщины, а потом долго с ней борются). Даже призрак Пиковой дамы, которая умерла не самой легкой смертью, вызывает в памяти модельера Сергея Зверева. От этого стиль картины напоминает не эстетские фильмы Бертона, а евроремонт из Бибирева.

Проблема со вкусом оборачивается в «Пиковой даме» фатальной для хоррора проблемой потери атмосферы и отсутствием настоящего напряжения. Создается впечатление, что авторы собрались снимать фильм ужасов, но испугались, что их будут мучить ночные кошмары, и решили ограничится хоррором понарошку.  Детская игра в черную даму, которая убивает детей, которые ее неосторожно вызвали, по задумке авторов должна напоминать старые добрые страшилки про черную комнату и черный гроб, однако ж не напоминает. История про гроб, насколько я помню, отличалась умелым нагнетанием саспенса, и дети уже в первой сцене начинали бояться рассказа так сильно, что их участие в дальнейшем действии можно объяснить только  иррациональной тягой нашего народа к неприятностям.

А в фильме с самого начала рассказывают, кто есть кто, и дальше только добавляют подробностей о родословной демона – страшной женщины из конца XIX века. Но ужаса-то все это не добавляет. И главное –  авторам так и не удалось объяснить, почему женщина из позапрошлого века должна оказаться страшнее, чем соседка по этажу. Можно, конечно, предположить, что рассказывая ужасы про проклятое дореволюционное прошлое, авторы фильма исподволь формируют положительный образ советской истории – ведь общеизвестно, что хоррор в причудливой фантастической манере передает страхи и комплексы людей лучше, чем любой другой жанр.  Однако для такой инфантильной, оторванной от реальности картины, как «Пиковая дама», эта версия является слишком интригующей. 

Кроме того, главной проблемой детей в «Пиковой даме» оказывается не демон, а собственные родители, которые неохотно общаются со своими детьми и не хотят верить в их фантазии. Но уж когда взрослые осознают масштаб последствий игры с зеркалами, они все как один включаются в борьбу с нечистой силой. Эта взаимовыручка оборачивается таким редким просветлением героев и таким лучезарным финалом, что напоминает уже не фильм ужасов, а рекламный ролик «Единой России».  И испортить веру в человечество не могут даже намеки авторов фильма на продолжение банкета.            

Елена НЕКРАСОВА











Lentainform