16+

Бизнесмены под видом «экологического воспитания» школьников, зарабатывают миллионы

24/09/2015

Бизнесмены под видом «экологического воспитания» школьников, зарабатывают миллионы

Бизнес-структуры ведут конкурентную войну за сбор макулатуры в школах. Потому что макулатура в России оказалась в дефиците, ее даже запретили продавать за рубеж. А школьные сборы позволяют зарабатывать миллионы. Что в итоге достается детям? – узнавал «Город 812»


           Сегодня примерно половина петербургских школ устраивают сборы макулатуры по проекту «Бумажный бум», организованном совместно компаниями «ЮВИ СПБ» и UPM (Финляндия).

«ЮВИ СПБ» (входит в холдинг SFT Group) занимается  переработкой и продажей макулатуры, в том числе на экспорт. Компания UPM (штаб-квартира в Хельсинки) является крупнейшим производителей журнальной бумаги в мире.

«Бумажный бум» был придуман несколько лет назад.  В школах  это мероприятие преподносится как экологическое. Бизнес зарабатывает на нем миллионы.

«Идеология мероприятия заключается в том, чтобы в соревновательно-игровой форме привлечь детей и подростков к социально-значимой работе, направленной на сохранение лесов России и на очищение нашего города от бумажного мусора. Экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения, привлечение их внимания к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов», – так рекламируется акция на сайте организаторов «Бумажного бума».

К участию приглашаются любые учебные заведения: детсады, интернаты, техникумы, вузы.
В Петербурге акция проходит уже пятый год. Количество школ-участниц  ежегодно растет.  В этом году их 320.

По словам представителя организаторов – руководителя по глобальным закупкам в России UPM Александра Федотова, школы-рекордсмены за год собирают по 20 и более тонн макулатуры. Те, кто сдает больше всех, получат призы: грамоты, ручки, фонарики, настенные часы (одни на класс). Главный приз – поездка на бумажную фабрику UPM в Финляндии, где из макулатуры делают газетную бумагу. От каждой из пяти школ-победительниц могут поехать два ребенка и один взрослый. 

– Мы уже три раза вывозили учеников на экскурсию на нашу фабрику. Чтобы собрать больше макулатуры, школа может хоть каждый месяц объявлять сбор. В этом году мы планируем собрать в Петербурге порядка двух тысяч тонн, – говорит Александр Федотов.

Несложные подсчеты требуются, чтобы вычислить коммерческую эффективность экологической акции «Бумажный бум». Многие компании, занимающиеся переработкой, покупают макулатуру у населения и организаций. Цена варьируется в зависимости от качества вторсырья. В Петербурге стоимость килограмма книг/журналов доходит до 6,5 рублей. Смесь бумажных отходов  идет по полтора рубля за килограмм. Отходы белой бумаги покупают по 10,5 руб. за кг. Старые газеты можно сдать по цене 7 рублей за килограмм.

Петербургские школьники сдают порядка двух тысяч тонн макулатуры в год. Покупка такого количества вторсырья обошлась бы компании в 10–20 миллионов рублей. Расходы на организацию и награды вряд ли составляют огромную сумму, учитывая, что большинство призов – символические. А если бы школы-победители (сдающие  по 20–30 тонн) макулатуру отсортировали и продали (а не отдали бесплатно «Бумажному буму»), они смогли бы выручить 140–200 тысяч рублей. Этих денег хватило бы на поездку в Финляндию на целый класс.

Сегодня в России наблюдается дефицит макулатуры. Бумажным фабрикам не хватает сырья, так как большая часть того, что собирается внутри страны, вывозится за границу. В июне премьер Дмитрий Медведев подписал проект постановления, вводящего временный запрет на экспорт макулатуры. В конце сентября Минэкономразвития заявило, что запрет будет действовать  в течение четырех месяцев (с момента вступления в силу постановления правительства). Такая мера позволит сократить имеющийся на внутреннем рынке дефицит.  Но пока запрет еще не начал действовать, компании, ориентирующиеся на зарубежные поставки, пытаются успеть вывезти из страны побольше макулатуры. 

С марта 2015-го «Бумажный бум» запустили в Москве. Сейчас в нем участвуют 60 столичных школ. Там акция продвигается на «классных часах». По словам организаторов, они передали в школы образовательные буклеты про переработку бумаги. За год организаторы планируют охватить порядка 10% учебных комплексов столицы, что составит 200–250 школ.

С сентября сдавать макулатуру «Бумажному буму» начали школьники Петрозаводска. В планах организаторов охватить Краснодар и Новосибирск.

А в Петербурге количество участников «Бумажного бума» больше не растет. По словам организаторов, инициативу перехватили конкуренты.

– Последние год-два конкуренция на этом рынке увеличилась, и другие компании тоже стали пытаться в школах собирать макулатуру. Но наш проект – самый известный. У нас очень хорошая обучающая составляющая, поэтому мы надеемся, что не потеряем наших учеников, – говорит Александр Федотов.

По словам Ивана Матвеева, коммерческого директора «ЮВИ СПб», школам компания ничего не платит, дети стараются только за призы, а городской Комитет по образованию к инициативе относится положительно.            

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform