Скандальная проверка петербургских школьников на наркозависимость породила новую волну дебатов — стоит ли проверять учащихся средних образовательных учреждений на употребление наркотических веществ, и каким образом это стоит делать.
Инициатором проверки стала прокуратура Красносельского района. Школьников решили проверять в два этапа: сначала ребят осматривали с кинологической собакой, а затем тех, кто «пришелся ей по душе», отправляли в туалет с баночками для сдачи анализа мочи. Перед этим всех, кто подвергся проверки несколько часов держали в слабо проветриваемой библиотеке. Местом проведения рейда стала обыкновенная школа №380.
Родителей тех, кто подозревался в употреблении наркотиков, вызвали в спешном порядке с работы, чтобы те подписали согласие на медосвидетельствовавние. А вход в библиотеку, где находились потенциальные наркоманы охраняли полицейские.
Правда, родителям такая забота об их чадах не понравилась. И они обратились в соответствующие инстанции. А первым, кто отреагировал на наркорейд в школе, стал детский омбудсмен Павел Астахов.
«Создан прецедент, когда сотрудники ФСКН, по инициативе руководства школы, провели осмотр учащихся с использование служебной собаки. ФЗ «О добровольном тестировании школьников на наркозависимость» вступил в силу 5 декабря 2103 года и позволил проводить такие мероприятия. Безусловно, даже руководствуясь законом, надо соблюдать деликатность и не унижать достоинство детей. Правомерность действий наркополицейских будет проверена. Направлено обращение главе ФСКН Иванову», – написал Астахов в своем Твиттере.
Однако оказалось, что ни ФСКН, ни администрация школы к этому рейду никакого отношения не имела. А прокуратура, выступившая автором идеи, позаимстовала у таможни собаку, а у ФСКН передвижную лаборатории.
Директор 380-й школы Ольга Агунович тоже весьма смущена тем, как эта процедура проходила.
«Процедура меня тоже смущала, я задавала вопросы сотруднику надзорного ведомства. Мне было отвечено, что такой вот регламент. Я согласна, что ситуация неоднозначная, и с детьми следовало поступать деликатнее. Но комментировать действия прокуратуры не хочу. Со своей стороны мы делаем все возможное для профилактики. С ребятами встречаются специалисты, они посещают музей гигиены. На родительских собраниях мы неоднократно сообщали, что в Красносельском районе в течение всего учебного года прокуратура будет проводить акции».
Петербургский адвокат Павел Волошин рассказал «Фонтанке», что перегибы в действиях сотрудников надзорного органа все же были.
«Дети в силу возраста резко ограничены в дееспособности, их интересы должны быть защищены родителями или законными представителями – в данном случае, педагогами. Однако ребята столкнулись с правоохранительной системой и ничего не могли возразить. На мой взгляд, это очевидное нарушение. Процедура добровольного тестирования, которая по закону должна целиком и полностью проходить под контролем законных представителей, превратилась в установление факта, беспочвенного подозрения и, на первый взгляд, незаконного удержания в библиотеке. Не худо бы подать жалобу в городскую прокуратуру или, если нет к ней доверия, – в Северо-Западное управление Генпрокуратуры», – заключил юрист.
Так стоит ли проверять школьников на наркотики, и какой способ не заденет психику юной неокрепшей психики.
«Мне, как бывшему сотруднику правоохранительных органов, известно и очевидно, что любой наркоман в свою наркоманскую деятельность вовлекает других людей. Чтобы найти где-то деньги, сначала он угощает кого-то наркотиками, подсаживает человека на это, а уже потом продает ему. Поэтому спрашивать у родителей разрешение на такое тестирование – полный бред!», – считает Андрей Пучков, более известный как «Гоблин».
В качестве примера, он привел опыт американцев, которые в 80-е годы устроили охоту на наркоторговцев, убивая их без суда и следствия. В США в тюрьмах отбывает наказание за наркотики больше людей, чем во всем мире. И даже больше чем в Китае или в России при Сталине.
«То есть там действительно ведется непримиримая война с наркотиками, а тут вдруг мы должны спросить разрешение на тестирование у родителей 13-летних детей... Я бы вообще ввел это тестирование в обязательном порядке и не только для школьников, но и для сотрудников полиции, военнослужащих, водителей автобусов, пилотов самолетов. И какие тут могут быть разговоры?», – заключил «Гоблин» в интервью «Комсомольской правде».
Доцент ВШЭ по организации экономики здравоохранения Сергей Боярский объяснил M24.ru, что зачастую родителям ставят условия для прохождения или отказа от прохождения данной процедуры.
«Требование о проведении данных процедур – это нарушение прав человека», – добавил Боярский. По его словам, должны быть другие меры воздействия: общественное порицание применения наркотических средств, воспитательные работы в учебных заведениях и другие.
«Отмечу, что тесты могут оказаться не очень чувствительными, а организация их проведения может привести к ошибкам», – добавил доцент ВШЭ.
Главный врач «Медицинского центр доктора Зобина», к.м.н. Михаил Леонидович Зобин уверен, что проведения тотальных и внезапных проверок не принесут никаких видимых результатов.
«Предлагаемые экспертизы не имеют никакого отношения к сохранению здоровья. Потому, что их смысл – нулевой. Это уже многократно обсуждалось. Был проведен эксперимент по массовому тестированию школьников и студентов в пилотном регионе – Республике Татарстан. Это очень дисциплинированный регион, и я не сомневаюсь, что все инструкции здесь были соблюдены. За три года были проверены сотни тысяч подростков и молодых людей. Результаты этого эксперимента детально проанализированы известным наркологом, профессором Казанского государственного медицинского университета Владимиром Менделевичем.
По результатам трехгодичного тестирования он провел специальное исследование и опубликовал результаты в профессиональном научном издании. Менделевич доказал на фактах, насколько бессмысленно, бесперспективно, и затратно это мероприятие, не несущее в конечном итоге никаких дивидендов – ни человеку, ни обществу. Это просто потраченные впустую бюджетные деньги. В исследовании анализировались цена тестирований, результаты, экономическое обоснование эффективности цены, значимость полученных результатов и их достоверность, – рассказывает Злобин порталу medportal.ru. Так вот, что касается достоверности: результаты анонимного анкетирования по сравнению с данными лабораторного исследования оказались искажены в 310 раз. Представляете себе ошибку в 310 раз! Это лишает смысла всю эту деятельность. Затрачены миллионы рублей, есть данные о том, что ничего не получилось. И, насколько мне известно, руководство Татарстана заявило, что больше средств на такое поголовное обследование выделяться не будет. В крайнем случае – на немногочисленные группы риска», – заключил эксперт.
Фото: mk.ru
- Олег Дерипаска: «Я считаю, колоссальной ошибкой будет уничтожить Украину»
- За езду без прав можно будет попасть в колонию и лишиться автомобиля
- Финны оценили. Клубники и черники в Карелии будет много и ягода будет вкуснее обычного
- Глава Нацразведки США считает, что картина для Украины остается "довольно мрачной"
- Нелегальная разведка есть только у России, - считает глава СВР Сергей Нарышкин
- Жизнь "иноагентов" сделают в России такой же невыносимой, как "лишенцев" в эпоху Сталина
- Финский командующий заявил о готовности его армии воевать с Россией в случае нападения
- Поменяйте слово «русский» на «блек пипл» или «еврей». Чем это отличается от расизма?
- Телефонные мошенники никуда не делись! Они уже украли у нас 3 с лишним миллиарда рублей
- Наследники российских вождей подрастают и занимают важные посты
