16+

Надо ли считать бедой нашей школы то, что написано в учебнике 8 класса про людей с психическими заболеваниями

28/09/2015

ОЛЬГА СЕРЕБРЯНАЯ

На минувшей неделе фейсбучная общественность – с подачи литературного критика Анны Наринской – азартно занималась обществоведением. Все началось с того, что сын литературного критика, ученик восьмого класса хорошей московской школы, зачитал маме отрывок из своего учебника.


          Оказалось, что некие Никитины А.Ф. и Т.И. предлагают учащимся провести на уроке обществоведения такой мысленный эксперимент: «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности». После чего прилежный ученик, следующий за мыслью автора, должен неизбежно прийти к выводу, что человек с серьезным психическим заболеванием личностью не является. Каковой вывод и фиксируется в начале следующего абзаца.

Возмущенная общественность начала с того, что не находит слов. Первой в этом призналась Алина Чернова: «У меня не хватает слов, чтобы описать то, что я чувствую по отношению к авторам этого учебника. Фашизм». Иван Преображенский тоже затруднялся в поисках подходящего термина: «Если это не реабилитация фашизма… то не знаю даже, какое этому можно придумать название». Бурление длилось два дня и по сути сводилось к вопросу, заданному Ириной Золотухиной: «Следующий шаг – уничтожать подобных «существ» как ошибки природы? Они же не личности и, главное, не граждане».

Издательство «Дрофа», выпустившее учебник, отреагировало довольно оперативно. Вечером в четверг главный редактор Р.Г. Гагкуев опубликовал на сайте издательства заявление, в котором привел номера положительных экспертных заключений, на основании которых учебник был включен в Федеральный перечень, и заверил общественность, что ее волнения не пройдут незамеченными: «Обществознание» для 8 класса теперь отправится на дополнительную экспертизу. И общественность сразу же возрадовалась, начисто позабыв о том, что допэкспертизу осуществлять будет вовсе не литературный критик Наринская и что к тому времени, когда ее положительные результаты станут известны, сын Наринской благополучно перейдет в 9 класс. Где его будет ждать новый учебник тех же Никитиных.

И лично я не вижу в этом никакой беды. Качество учебника определяется ведь не его соответствием прогрессивным взглядам московских литературных критиков. Non scholae, sed vitae discimus – не для школы учимся, а для жизни, гласит латинская мудрость. А жизнь такова, что люди, страдающие с детства серьезными психическими заболеваниями, личностями в этой реальности не считаются. Иначе их не содержали бы пожизненно в нечеловеческих условиях в психоневрологических интернатах.

И если в каком-нибудь следующем классе в учебнике по обществознанию должны излагаться основы, например, парламентаризма, то представлять их надо не на базе каких-то там понятий о воле избирателей, а на базе реальной практики. Цитируя, скажем, стенограмму заседания Псковской областной думы, на котором депутата Льва Шлосберга подавляющим большинством голосов лишили мандата.

Общественность и в этом случае не находила слов. Артем Филатов писал: «Посмотрел трансляцию из Псковского собрания депутатов. Это даже не бесстыдство, а коллективное избавление от стыда и страха».

Дмитрий Гудков тоже не скупился на определения: «Все, что сегодня здесь происходит, это бесправное судилище, политическая месть и внесудебная расправа». Отчего же бесправное и внесудебная? На заседании присутствовали и прокурор, и судья – да и узаконить «дело Шлосберга» не труднее, чем провести допэкспертизу учебника Никитиных.                 

ранее:

«Нет в России хуже фразы, чем "решит только суд"...»
«Проблемы с адекватностью наблюдаются не лично у Бастрыкина, а у государства»
«Нам самим хотелось бы в Европу, а тут эти из Сирии понаехали...»
Приговор 20 лет тюрьмы для режиссера Олега Сенцова расколол фейсбучную интеллигенцию
«Мемы Якунина заиграли новыми красками и смыслами...»











Lentainform