16+

Нужен ли Петербургу велопрокат, если он убыточен

05/10/2015

Нужен ли Петербургу велопрокат, если он убыточен

Петербургский сетевой велопрокат «Велогород» может закрыться. Если ему не дадут из городского бюджета денег. Еще один сетевой велопрокат – Petersbike – уже выставлен на продажу. Почему у прокатов велосипедов в Петербурге такая незавидная судьба?


          В этом году самый разрекламированный и массовый прокат «Велогород» должен получить из городского бюджета 81 миллион рублей (но пока еще не получил). В следующем году на него хотели выделить такую же сумму – но Комитет финансов Смольного выступил против. Организаторы велопроката говорят, что они катастрофически убыточны и без городских денег не выживут. Впрочем, пресс-секретарь губернатора уже заявил, что велопрокат без денег не оставят

Фактически велопрокат повторяет судьбу аквабусов – они остаются социальным, а не коммерческим проектом. Аквабусы, которые в 2011–2015 годах получили из городской казны почти 400 миллионов рублей, тоже пытались сделать самоокупаемыми, но этого не получилось – и если в следующем году на аквабусы не дадут денег, они исчезнут. Почти столько же, сколько аквабусы  – 80 миллионов рублей, – хочет получить велопрокат, которому не требуются ни топливо ни квалифицированные капитаны. О том, зачем велопрокату столько бюджетных денег, задумалась депутат Заксобрания Ольга Галкина.

Депутат Галкина активно способствует развитию в городе велодвижения и считает сетевой прокат, которым можно пользоваться взамен машины и общественного транспорта, большим достижением велосипедных лоббистов. Тем более что первые точки проката, как и первые велосипеды, покупались за счет спонсора – Банка Москвы. По этой причине городские власти – проект курировал Комитет по развитию транспортной инфраструктуры – не задавали неудобных вопросов: почему выбрана именно эта модель велосипеда, именно эти стойки и т.п. Сетевой велопрокат включает в себя не только велосипеды (каждый стоимостью около 100 тысяч рублей) и станции с электронными замками и солнечными батареями, но и сайт, который должен функционировать без перебоев. Плюс мастерская, диспетчеры, ремонтники, зимнее велохранилище и т.п. Затем банк устранился от участия в проекте, и для продолжения функционирования проката в 2015 году городом была выделена субсидия – 81 миллион рублей.

После того как число велостанций достигло 90, а количество велосипедов приблизилось к 500, проект, по идее, мог выйти на самоокупаемость. Тем более – ничто не мешало организаторам проката зарабатывать деньги на рекламе: на каждый байк приварена симпатичная стоечка, где раньше красовался логотип Банка Москвы, а теперь – ничего.

Напомним, что пользователь платит за прокат велосипеда 540 рублей в месяц или около тысячи в сезон, что дает ему право использовать велосипед бесплатно в течение получаса, а затем – за дополнительные деньги (первые полчаса – 30 рублей, вторые полчаса – еще 60 и т.д.). Экономный  пользователь меняет велосипеды каждые 30 минут, поэтому платит только за абонемент. К концу третьего сезона в проекте зарегистрировались 27 тысяч велосипедистов. Если каждый из них оплатил сезонный абонемент (это выгодней, чем несколько месячных), то проект заработал 27 миллионов рублей. Неужели этого мало? – спрашивают велосипедисты.

Организатор проката ООО «Байкинг Солюшнс» в лице его гендиректора Алексея Линькова уверяет «Город 812», что расходы существенно превысили доходы, так что говорить о прибыли просто смешно (но конкретные цифры не называет). Одним словом, без бюджетных вливаний прокат просто умрет, что жаль: ведь его цель – снизить автомобильный трафик в городе.

Хотя еще большую помощь в этом деле могли оказать велодорожки. Но строительство широкой сети велодорожек – с асфальтом, разметкой, собственным освещением и специально высаженными деревьями (чтобы велосипедисты не дышали выхлопами) – и технически сложно исполнимо и очень дорого: цифру в 2 миллиарда рублей приводил несколько лет назад ныне упраздненный Комитет по транспортно-транзитной политике.

«Велопрокат в городе должен развиваться, но хотелось бы все-таки знать, куда идут деньги. Вдруг обнаружилось, что система абсолютно непрозрачна, – отметила Ольга Галкина. – Поэтому я направила депутатский запрос губернатору и надеюсь в течение месяца получить ответ. Может быть, мы вместе выясним, что надо делать, чтобы прокат эффективней зарабатывал». Отметим, что в «Байкинг Солюшнс» пообещали выяснить, что, собственно, мешает им украшать велосипеды рекламой, и проинформировать об этом редакцию, но, видимо, так и не выяснили.

Деятельность городского велопроката активно комментируется на байкерских форумах: у всех особое удивление вызывает стоимость велосипедов.  «Простой байк стоит 10 тысяч, простой, но неубиваемый – 20, откуда взялась цифра в сто тысяч?» Или: «На велосипеды хотят поставить GPS-трекеры, чтобы защититься от краж. И все за счет субсидий. Реально: дешевле будет каждому малоимущему в городе купить по велику».

В городе помимо «Велогорода» есть только один сетевой велопрокат – Petersbike. Он хоть и появился раньше «Велогорода», но сейчас оказался в тени. У проекта всего 90 велосипедов марки «Аист» и три десятка точек: преимущественно хостелы, кофейни и т.п.

«У нас не было таких амбиций, чтобы вложить миллионы в техническую инфраструктуру, а потом отбивать деньги за счет государства. Мы предпочитали оставаться в своей нише, – пояснил директор проекта Илья Кулешов. – Нет, я не считаю велопрокат убыточным предприятием и не уверен, что ему нужны миллионные субсидии. Кражи? Да, у нас украли 5 велосипедов. Это не катастрофа».

У Petersbike нет стоек с электронными замками: все велосипеды выдают менеджеры в кафе и гостиницах, с которыми у проката заключен договор. Рекламы на байках тоже нет, а вот дополнительные услуги есть: организация велосипедных экскурсий.

Правда, сейчас Petersbike выставлен на продажу через магазин готового бизнеса: он оценен в полтора миллиона рублей, обещает ежемесячные доходы в 77 тысяч рублей. Расходы – 39 тысяч (включая 15 тысяч за аренду мастерской). Прибыль – 38 тысяч рублей в месяц. Из материальных активов помимо велосипедов – старый жигуль для мобильного ремонта. Из нематериальных – самая большая группа «ВКонтакте»по велопрокату в Петербурге и сайт, занимающий первую строчку в Яндексе по запросам «велопрокат».                

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform