Первую в России климатическую стратегию создали в Петербурге. Это документ, который определяет, как будут работать власти и бизнес в зависимости от изменений климата. Стратегия, рассчитанная до 2030 года, пока существует в виде проекта. На прошлой неделе в Смольном создали рабочую группу по ее рассмотрению и внедрению в жизнь. Какие перемены принесет погода в городскую жизнь? – узнал «Город 812».
Проект климатической стратегии Петербурга до 2030 года был представлен в Смольном на заседании Экологического совета.
– Она должна решить практические задачи и быть тесно связанной с экономикой, – объяснил зампред Комитета по природопользованию Иван Серебрицкий, курирующий проект.
Документ нужен для того, чтобы власти, городское хозяйство и жители могли быстро адаптироваться к погодным катаклизмам, которые, по данным ученых, с каждым годом случаются в Петербурге все чаще. Во-первых, зимы становятся теплее. Во-вторых, летом растет число аномально жарких дней. Количество дождей за последние десятилетия выросло на 35% – ливневая канализация не справляется. Повышается уровень Балтийского моря (к концу века может подняться на метр) одновременно с абразией (размыванием) берегов. Прогнозируется увеличение количества наводнений. Росгидромет и МЧС предсказывают увеличение в Петербурге числа и интенсивности разных опасных природных явлений.
Все вышеперечисленное (и еще восемь страниц убористого текста в документе) влияет на жизнь города.
– Наземная транспортная инфраструктура испытывает преимущественно негативное воздействие от происходящих изменений климата. Основными проблемами… являются содержание дорог и путей, безопасность и бесперебойность движения в сложных погодных условиях. Дорожно-транспортная аварийность напрямую зависит от состояния путей, дорожного покрытия и видимости. Видимость также усложняется в результате чрезмерного выпадения жидких и смешанных осадков, метелей, туманов. В жаркий период года движение наземного транспорта… может быть затруднено… под влиянием высоких температур – развитие дополнительной колейности на дорогах, изменение целостности рельс. Для речного и морского транспорта основную опасность представляют зажорные и сгонно-нагонные явления (с высотой волн более 10 м), – говорится в документе.
Из-за плохой погоды растет аварийность зданий и сооружений, газопроводов, трубопровдов, электросетей. Но действующие строительные нормы не учитывают ухудшение климата, а именно: рост экстремальных атмосферных нагрузок (снег, ветер, гололед). Поэтому климатическая стратегия предполагает разработку отдельных территориальных строительных норм.
Единственное, на что хорошо повлияют грядущие изменения, – на урожайность культур на садовых участках и сельхозпредприятиях. Но, с другой стороны, из-за потепления станет больше насекомых-вредителей, которые могут этот урожай съесть.
Общее влияние изменений климата на здоровье горожан и экономику города, скорее, отрицательное, чем положительное. Но в цифрах эффект пока никто не считал.
Ученые говорят, что ожидается увеличение заболеваний и смертности в дни с аномально высокими и/или низкими температурами, а также рост числа смертельных исходов, травматизма, постшоковых состояний в результате погодных катаклизмов.
Косвенное влияние проявится в ухудшении условий жизни горожан в результате ухудшения качества дорог, повышения уровня загрязнения воздуха, росте инфекционных и паразитарных заболеваний.
С другой стороны, прогнозируемое в XXI веке потепление зимних месяцев может привести к улучшению сезонных показателей здоровья – за счет сокращения смертности от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Но летом здоровье горожан, наоборот, станет хуже, и умирать они будут чаще. По данным, приведенным в проекте Климатической стратегии, во время летней жары 2010 года смертность по отношению к тому же периоду 2009 года выросла на 30,2%.
Для экономики изменения климата тоже принесут больше вреда, чем пользы.
Вырастут энергопотребление и расход воды, увеличится ущерб от аварий на тепло-, газо- и энергосетях. Штормы в Финском заливе будут мешать судоходству (но сам период навигации увеличится – это плюс). Вырастут потери воздушного транспорта, связанные с отменой рейсов по плохим метеоусловиям, и т. д. Что делать?
– Изменения климата требуют перемен в образе жизни и экономическом поведении населения. Сегодня ни одна из стратегических программ в Петербурге не содержит климатическую составляющую, – говорит Иван Серебрицкий.
Необходимые шаги описаны в Климатической стратегии. Если коротко, то нужно повышать информирование власти, бизнеса и горожан о предстоящих погодных катаклизмах. Менять законы, нормы и правила, исходя из новой климатической реальности. Создавать карты климатической уязвимости разных территорий и объектов Петербурга.
Вице-губернатор Игорь Албин велел создать рабочую группу по оценке проекта Климатической стратегии. Документ планируется утвердить до конца года.
Елена РОТКЕВИЧ
- Нужен ли Петербургу велопрокат, если он убыточен
- Эксперимент с «переводом стрелок» обернулся для россиян переплатой за электроэнергию
- Моя борьба с «Петроэлектросбытом» из-за счетчиков продолжается...
- «Индекс заборов»: как заборы помогут узнать, кто сильнее – Дивинский или Албин
- Что москвичи хотят сделать с пляжем Петропавловской крепости
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
