«Скандал с “Золотой маской” - это история власти, которая не хочет “непонятного” в искусстве»
Системный кризис докатился до российских театров — видные деятели искусства объединились против премии «Золотая маска».
Группа критиков обратилась к Александру Калягину с требованием распустить экспертов, сформировавших совет, присуждающий некогда самую престижную в России театральную премию «Золотая маска». Теперь она погрязла в скандалах и стенаниях. Сначала, все тот же Калягин жаловался на бессмысленность работы, которую проводит Минкульт и лично Владимир Мединский в отношении «Маски», теперь этот же Калягин пишет открытое письмо, восторгаясь и рассказывая как хлопал в одиночестве под выступление Путина в ООН. Активную фазу противостояния с «Золотой маской» предпринял режиссер Кирилл Серебренников, который на минувшей неделе публично отказался выдвигать свои спектакли на премию. Критики сказали в ответ: «Больно надо», а Серебренников парировал, раз мои спектакли вызывают столько боли у критиков, то пусть их не смотрят вовсе. В Минкульте заявили, что режиссер своим поведением фактически требует ликвидации такой профессии, как критик.
Однако, похоже, что в этот раз проблема не в вечном противостоянии критиков и творцов, а в том, что после скандала с «Тангейзером» в новосибирском театре, власть в лице министерства Мединского решила перестраховаться и назначить на посты экспертов в «Золотой маске» людей проверенных, которые не позволят «сомнительным» постановкам одержать победу и прославить своего творца. И если Серебренников уже давно признанный провокатор и циник в этом деле, то тут скорее больше опасались за каких-нибудь темных лошадок и экспериментальных театров, пишет "Эхо Москвы".
Авторы обращения добиваются формирования нового экспертного совета, который, по их мнению, не будет вызывать подозрений в идеологической тенденциозности и предвзятости. А обсуждение принципа формирования совета отложить до следующего года.
Президент фестиваля «Золотая Маска» Георгий Тараторкин призвал не раздувать историю вокруг требований критиков. По его мнению, это является рабочим моментом.
Один из самых провокационных петербургских режиссеров, ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов считает, что ему, как и другой прогрессивной части театральной плеяды, не о чем говорить с теми, кто не считается с современным искусством.
«Мои оппоненты сражаются не со мной, а с самим фактом существования современного искусства. Я не могу поддержать разговор с человеком, который считает, что «Черный квадрат» Малевича — это досадная оплошность... Это позиция людей, которые живут в своем вымышленном мире и не хотят признавать мир реальный. Они имеют право на свою позицию, но и я не обязан их переубеждать. У нас нет точек пересечения, нет пространства для диалога», — так считает Дмитрий Волкострелов, создатель питерского «театра post». Об этом пишет "Бизнесс-газета".
Калягин, который ранее так категорично выступал против Мединского и Ко, на этот раз похоже, что взял противоположную сторону. Он заявил, что и Серебренников, и присоединившийся к нему Богомолов должны смирить свою гордыню. Об этом он написал в открытом письме.
«Может заявление Серебренникова, а до того Константина Богомолова – это и есть своего рода объявление о войне на нашей театральной территории. Но кого с кем?
Хочу обратиться к этим молодым талантливым режиссерам: Друзья мои! Смирите гордыню.
Во-первых, вы не пишете романов, когда за все отвечает только сам автор, и тогда он волен участвовать или не участвовать в каких-либо литературных конкурсах. Вы работаете в театре, и в числе авторов ваших спектаклей есть еще другие талантливые люди. Хорошо бы учитывать и их мнение.
Я еще могу предположить, что Серебренников, возглавляя свой театр, может участвовать или не участвовать в том или ином фестивале. Но Богомолов, выпуская спектакли, скажем, в театре «Ленком», или во МХТ, или в каком-то еще другом театре, наверное, самолично такого решения принимать не может. Но дело даже не в этом.
Ведь так можно дойти и до полного абсурда – не пускать зрителей на свои спектакли, которые по каким-то причинам не принимают ваш спектакль. Пропускать их через специальные защитные рамки и допускать на свой спектакль только избранных – только тех, кто достиг понимания, и только тех, кто способен оценить ваше творчество по достоинству.
Родные мои!Нельзя забывать, что театр – это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному, чаще всего, диаметрально по- разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения», – заявил Калягин.
Театровед Марина Дмитревская высказала свое мнение в отношении кризиса «Золотой Маски».
«У нас в стране существует только одна театральная премия, которую театральный народ как-то стремится получить, – это "Золотая маска". Престиж и ценность "Маски" неоспоримы для всех, кто имеет хотя бы какое-то отношение к театру. Кроме того, для провинциальных театров (а я много езжу по России, поэтому решусь это утверждать) эта премия еще и мощный способ социальной защиты: театр, получивший "Маску", защищен. Номинально в России много театральных премий, но к ним я отношусь скептически. Вообще-то нужно понимать: не существует в природе такой премии, которая устроила бы всех, но "Маска" свой престиж, свое профессиональное значение за 20 с лишним лет существования ухитрилась сохранить», – рассказала в эфире «Радио Свобода» Дмитревская.
«Но в целом вот что важно: одним из критериев профессионализма является уважение к коллегам. По моему мнению, в экспертном совете "Маски" собираются вполне уважаемые коллеги, и этот принцип отношения к коллегам не позволяет нам сомневаться в профессионализме друг друга, поэтому мы должны смиренно принимать итоги каждого решения жюри. Сотрудники "Петербургского театрального журнала", главным редактором которого я являюсь примерно столько лет, сколько существует "Маска", участвуют в ее экспертизе. Я не слышу от моих коллег ничего о том, чтобы на них давили, продавливали своих фаворитов – нет, идет арифметический подсчет мнений. Мнения в театральном цеху при этом катастрофически расходятся: мы с моими коллегами можем сидеть в театральных креслах рядом, но совершенно по-разному оценивать тот или иной спектакль. Вкусы у всех разные, но "Маска" по своей структуре является прекрасным образцом того, что общая объективность может побеждать», – заключает театровед.
Театральный критик Григорий Заславский считает, что «Маске» давно нужны реформы.
«У "Золотой Маски" вижу немало проблем, но скандала не вижу. Мне кажется, речь не о том, что какой-нибудь регион представлен, а какой-нибудь — нет. Скорее, есть общая сегодня вообще для страны в целом и для театрального мира в частности проблема экспертизы. Недоверие к экспертизе, практически любой. Здесь, к сожалению, и в "Золотой Маске" я вижу эти проблемы, связанные как раз с отбором спектаклей сначала экспертами, а потом и выбором лауреатов", — сказал РИА Новости театральный критик Григорий Заславский, добавляя, что «"театр — особый организм, который если не реформируешь один день, то он уже начинает загнивать на следующий"».
При этом позиция нынешней дирекции ему тоже не нравится, так как недостатки, о которых говорит театральная оппозиция, повторяются из года в год, а проблемы так и не решаются.
Фото:
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом