16+

«Долгов у S7 достаточно, поэтому речь идет не о спасении «Трансаэро», а о борьбе за ее маршруты»

23/10/2015

«Долгов у S7 достаточно, поэтому речь идет не о спасении «Трансаэро», а о борьбе за ее маршруты»

«Трансаэро» продолжает ежедневно отменять до сотни рейсов. В то время как авиакомпания S7 объявила о намерении приобрести контрольный пакет обанкротившегося конкурента, акции «Трансаэро» продолжают падать в цене. Экономисты рассуждают, зачем компании понадобилось покупать «мертвую душу» российской авиации.


              Акции «Трансаэро» на открытии торгов рухнули на 30%. И это при учете того, что накануне новость о покупке контрольного пакета перевозчика другой авиакомпанией S7 существенно реанимировала состояние ценных бумаг компании.
 
«Сибирь», несмотря на заявления авиационных властей об отсутствии у них информации по сделке, продолжает заявлять о покупке доли «Трансаэро» у семьи Плешаковых. При этом с 26 октября сертификат эксплуатанта «Трансаэро» будет аннулирован, а банки банкротят компанию. 
 
«Сделка все равно состоится, мы дали слово и уже подписались», — заявил газете  «Коммерсантъ» совладелец S7 Владислав Филев. 
 
Вот что он еще рассказал изданию: К сделке нас подталкивали с многих сторон, и я длительное время сопротивлялся. С субботы на воскресенье я проснулся в полчетвертого ночи и сказал жене: «Мы полезем в эту кашу».
 
По его мнению, если «Трансаэро» все же канет в Лету, это будет плохой знак, как для индустрии, так и для страны в целом. «Сибирь» намерена показать «государственной машине», что в этом направлении идти не стоит, то есть если «Аэрофлот» и необходим и важен для страны, то это совсем не значит, что сохранять нужно только его и никого больше, пишет BFM.ru.
 
«Для нас действительно возникают определенные риски. У «Трансаэро» очень много долгов. Мы предложили взять у госбанков ВТБ и ВЭБа флот «Трансаэро» и обещаем, что эти самолеты принесут им положительный денежный поток. Но мы не обещаем, что сможем заработать столько, чтобы покрыть все затраты банков. Нам не по силам обслуживать коммерческий долг «Трансаэро». Но мы готовы отдать часть своих акций в уплату коммерческого долга банкам, зарабатывать для них прибыль, чтобы акции стоили реальных денег. Есть единственное ключевое условие: мы не готовы на то, что наша доля в «Трансаэро» будет меньше контрольной», – заявил Филев.
 
Кроме того, глава компании предупреждает о последствиях аннулирования государством сертификата.
«Если оно будет реализовано, группа «Аэрофлот» станет монополистом, на международных регулярных линиях из Москвы займет более 80% рынка, на внутренних — более 60%. Точка невозврата наступит после того, как сертификат будет аннулирован», – подытожил глава S7.
 
Частные банки-кредиторы «Трансаэро» готовы обсудить с авиакомпанией «Сибирь» вопрос обмена долга заемщика на его акции. Об этом ТАСС заявили руководители ряда банков-кредиторов, в частности, «Абсолют Банка», Промсвязьбанка и Московского кредитного банка.
 
Среди основных кредиторов «Трансаэро» — Сбербанк, ВЭБ и ВТБ. Есть ли интерес кредиторов в смене собственника, большой вопрос, которым сейчас занимаются экономические эксперты, анализирующие ситуацию.
 
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов считает, что S7 преследует отнюдь не экономическую выгоду.
 
«Я думаю, что это все-таки не бизнес-решение, это совершенно верно замечено, потому что авиация сама по себе бизнес очень странный, поскольку зарабатывать на нем получается только у менеджмента. Это, как и в медиабизнесе, так и в других видах вот таких специфичных услуг. Но если говорить именно о ситуации с «Трансаэро», конечно, кредиторам это, скажем так, дает призрачную надежду, что они смогут еще чуть-чуть больше получить средств. Но на долги это никак не повлияет, потому что сама «Сибирь», естественно, своих денег туда больше вкладывать не будет, и просто нет источников, чтобы погасить хоть часть огромных долгов. У «Сибири» у самой долгов порядочно. И поэтому это скорее больше игра «Сибири», скажем, связанная с маршрутами, они пытаются как-то улучшить свое положение на рынке. Потому что если вся маршрутная сеть отойдет «Аэрофлоту», то, действительно, это как-то грустно. Но насколько этот способ будет действенный, очень трудно судить, потому что поздновато это случилось. Если бы еще лицензию не отозвали, в массовом порядке рейсы не отменяли, «Аэрофлот» бы не забирал на себя обязательства по перевозке пассажиров, потому что как только он забрал обязательства, сразу возникает вопрос: ну хорошо, я перевез, возместите мне это как-то и дайте мне какие-то преференции. А сейчас это в большей степени, ну не знаю, такая типичная авиационная история, когда очень много шума, очень много эмоций, но в реальности особо ничего не происходит в материальном мире. Поэтому я думаю, что это просто действительно спонтанное решение, но оно слегка запоздало».
 
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что избежать банкротства «Трансаэро» не удастся, даже если  перевозчик сменит собственника. 
 
«Невозможность осуществлять операционную деятельность и наличие огромных долгов — это путь к признанию компании несостоятельной»,  - заявил Пантелеев «Росбалту».
 
«Ни о какой интеграции в маршрутную сеть S7 — "Сибири" по большому счету речи не пойдет. Ни о каких преференциях при распределении международных линий, вероятно, тоже. Непонятен механизм, каким образом это могло бы произойти. За информацией о сделке, по всей видимости, стоит кто-то из кредиторов "Трансаэро", которые рассчитывают либо получить преференции и возможное влияние при распределении конкурсной массы, либо каким-то образом еще отсрочить неизбежность банкротства компании», — рассказал эксперт.
 
Главным вопросом до сих пор остается способ объявления о банкротстве — либо решение будет выноситься на основе исков кредиторов, или же сама компания подаст заявление после приостановки деятельности.
 
О привлекательности компании, считает эксперт, говорить сейчас вообще трудно  - большинство самолетов принадлежит лизингодателям, а маршрутная сеть — государству, которое обязано передать ее опытным фирмам.
 
Руководитель Росавиации Александр Нерадько подтвердил, что наибольшие шансы на получение маршрутов перевозчика-банкрота у «Аэрофлота».
 
«Те критерии, которые сейчас установлены, на мой взгляд – я не хочу предвосхищать решение комиссии – как раз и сделают победителем «Аэрофлот», потому что он объективно, по тем показателям, которые установлены административным регламентом, превосходит другие авиакомпании, возможных претендентов», – отметил Нерадько.             
 

Фото: Mk.ru











Lentainform