16+

Зачем нужны информационные табло на остановках, если транспорт стоит в пробках

26/10/2015

Зачем нужны информационные табло на остановках, если транспорт стоит в пробках

В ноябре в Петербурге появятся первые информационные табло, показывающие время, оставшееся до прибытия автобуса-троллейбуса.


          Такова очередная попытка ГКУ «Организатор перевозок» облегчить жизнь пассажирам, которые тратят время на ожидание транспорта, а могли бы – или выходить попозже из дома, или зайти по дороге с работы в магазин или еще куда. Много ли пользы от такой информации, если автобусы стоят в пробке, а расписание не соблюдается, – выяснял корреспондент «Города 812».

Аналогичные системы уже действуют в Волгограде, Новокузнецке, Кирове, Москве, причем московское табло также выдает информацию об угнанных машинах: а вдруг кто-то из пассажиров увидит их в своем дворе. Добавим от себя: в Штатах на таких табло вообще показывают сведения о пропавших людях, с фотографиями.

В Петербурге умные системы будут получать информацию с Портала общественного городского транспорта, где аккумулируются сведения об общественном транспорте, оснащенном спутниковым приемником ГЛОНАСС. Таким образом, любой горожанин может зайти на сайт transport.orgp.spb.ru и лично ознакомиться с интерактивной картой, где трамваи, троллейбусы и автобусы должны быть показаны в реальном времени. Раньше на карте были доступны сведения только об электрическом транспорте и автобусах «Пассажиравтотранса», а теперь появилась информация и о машинах «Третьего парка», «Питеравто» и пр.

Но непродвинутым пассажирам пользоваться картой было неудобно: долго грузится, съедает много трафика, и потом – неспециалисту трудно угадать, сколько времени придется ждать автобуса, даже если про него очевидно ясно, что он находится в двух километрах от нужной остановки. Следующей задачей «Организатора перевозок» стало донесение информации до потребителя, минуя сайт, чтобы пассажир сразу узнавал: до такого-то автобуса осталось столько-то минут. Для этого и нужны «умные остановки», которые можно подразделить на три типа.

Остановка с QR-кодом

Плюсы – самая дешевая и уже была опробована в городе в 2013 году. Кроме того, ее можно использовать из дома или из метро. Минусы – сервис доступен только гражданам, имеющим смартфоны, и готовым платить за интернет-трафик. По опыту корреспондента «Города 812», один заход на сайт тарифицируется как 1 МБ и съедает 5–10 рублей (впрочем, тарифы у всех разные).

В 2013 году на четырех городских остановках (а всего их в городе не меньше тысячи) – у станций метро «Старая Деревня», «Ладожская», «Академическая» и «Пионерская» – появились бумажки с черными квадратиками – QR-кодами. Сейчас их уже нет – заклеили рекламой или сорвали. Но пока они висели, можно было считать смартфоном код, подключиться к Интернету, попасть на сайт «Живое расписание»  и получить информацию.  Скажем, у метро «Академическая» сервис сообщал о двух автобусах: 178-м и 153-м, а три других маршрута – 102-й, 103-й и 177-й – игнорировал. Как и трамваи. Видимо, ГЛОНАСС на них установлен не был. На дисплее появлялась надпись, извещающая, что ждать 178 автобуса придется две минуты, а 153-го – семь. Все примерно так и произошло. Если не отключаться от Интернета, можно увидеть, что страница обновляется раз в 15 секунд, и когда автобус выруливает на остановку, вылезает сообщение: «Приехал». А еще через полминуты – сведения уже про следующий автобус. 

Сайт rasp.ogrp.spb.ru работает и сейчас. На него можно зайти со смартфона, после чего аппарат запросит сведения о вашем местонахождении, а затем выдаст на-гора информацию обо всех видах транспорта, посещающих ближайшие к вам остановки. И о том, долго ли придется их ждать. Можно самому запросить данные о нужном маршруте или нужной остановке. Я ввела номер 46 (интересовал автобус, идущий от Моховой улицы к метро «Новочеркасская») и выяснила, что на остановке в ближайшее время будет три автобуса, но все – в противоположную сторону. В общем, сайт не стал обнадеживать понапрасну: дал понять, что лучше добираться на метро.

Система, которая тестировалась в 2013 году, не запрашивала местонахождение клиента. Она подразумевала, что каждой остановке будет соответствовать свой отдельный QR-код и своя отдельная страничка на сайте. Поскольку на той же станции «Академическая»  перекресток с 4 углами и 4 остановки общественного транспорта. Зачем клиенту информация обо всех четырех? Чтобы он запутался?

Новые QR-коды на остановках появятся уже в ноябре. Будут ли они разные или все будут приводить на заглавную страницу ГКУ «Организатор перевозок» – мы пытались узнать в самом ГКУ, но там заявили, что «еще не решили».

Цифровые табло на остановках


Для потребителя самый простой вариант. Что может быть проще – задрать голову и прочитать: «Автобус 181 – ждать 3 минуты. Автобус 24 – 7 минут. Троллейбус 5 – 6 минут». И т.д.  Смартфон не нужен. Все понятно даже школьнику и пенсионеру, все обкатано в других городах и странах. Если автобуса придется ждать слишком долго, табло так и сообщит, а не будет задурять голову извещениями о транспорте, идущем во встречном направлении.

Замдиректора Института транспортных систем Елена Ногова новую систему одобрила: «Пусть с опозданием лет на десять, но главное – что появилась. Но автобусы и троллейбусы из-за нее лучше ходить не станут, не надейтесь. Потому что им нужны выделенные полосы».

Если на маршруте возникнет глухая пробка – табло просто перестанет обновляться. Увидит пассажир, что надпись «осталось ждать 4 минуты» не меняется уже минут пять, поймет, что где-то затор, да и пойдет пешком. Или такси поймает. Только глупо надеяться, что с помощью табло можно будет жаловаться в Комитет по транспорту на нерадивых водителей, которые не соблюдают расписания. Транспортные компании – например, тот же «Пассажиравтотранс» – кивают на пробки и на соблюдение КЗоТа, который требует, чтобы водители вовремя уходили на обед и с работы. А это значит, что официально на маршруте могут находиться 7–8 автобусов (для каждого часа есть своя норма), но пять из них в действительности никуда не едут, а стоят на конечной остановке, пока водители обедают.

«Зато представьте: вы выходите на остановку в 11 вечера. И непонятно: то ли автобус будет, то ли уже нет, и надо ловить такси, – говорит Ногова. – А так – табло вам четко скажет, стоит ждать или нет. Ради одного этого стоит внедрять такую систему».

Итак, до декабря 2017 года в городе появятся 85 табло в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах. Недорогие – всего на три строчки. Для Невского проспекта, где поток транспорта большой и разнообразный, это очень мало. Но лучше, чем ничего. Табло обойдутся городу в 46,1 млн рублей. Изготовление поручено заводу из Арзамаса.

Ведущий специалист Центра управления дорожным движением Дмитрий Попов новинку не одобрил. По его словам, лучше всех на этом поле работает приложение «Яндекс. Транспорт», которое следит за автобусами, трамваями и троллейбусами и знает, где в городе пробки. Значит, вместо светодиодных табло с бегущей строкой проще установить на остановках большие антивандальные экраны, на которые будет транслироваться картинка с данного приложения, где весь городской транспорт (кроме маршруток) виден в реальном времени. На каждой остановке – свой участок, скажем, 2–3 квадратных километра. Карта Яндекса похожа на вышеупомянутую карту с сайта ГКУ, но там транспорт не двигается скачками, а «плывет».

Стойка с экраном

Табло с экраном (а не просто бегущая строка) – это третий вариант информирования пассажиров. Очень похоже на стойки в метро. Четыре таких табло должны появиться в будущем на станции «Площадь Восстания» (конкретно – на пятачке у «Галереи»), у метро «Горьковская», на площади Александра Невского и у автовокзала. Еще одно уже есть – в «Пулкове». 20 октября состоялся аукцион, который выявил победителя, получившего контракт на изготовление экранов. Им стало ООО «О.К. Групп». За четыре экрана ООО получит 803 тысячи рублей.

В «О.К. Групп» нам пояснили, что табло поможет рассчитать маршрут из одной точки в другую, даже если придется добираться несколькими видами транспорта. Пользователь сможет ознакомиться с любым городским маршрутом, узнать график мостов, стоимость проезда. Подобные системы уже внедрены в европейских странах, и там они могут рассчитать даже специальный маршрут для инвалидов: с использованием только низкопольного транспорта и отсутствием лестниц на пути.             

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform