В чемпионате России «Зенит» существенно отстал от ЦСКА, а в Лиге чемпионов впервые в истории одержал три победы на старте и практически решил вопрос с выходом в плей-офф. Такого результата нет ни у «Реала», ни у «Барселоны», ни у «Баварии». «Город-812» нашел пять причин, объясняющих эту метаморфозу.
Причина первая. Андре Виллаш-Боаш
Португальский тренер просил расторгнуть с ним контракт еще в конце прошлого сезона, когда привел «Зенит» к чемпионству. Было видно, что многое в России ему не нравится. Поля ужасные. Регламент несовершенный. Судьи плохие. Журналисты необъективные. Но руководство «Зенита» не видело причин расставаться с тренером. Наоборот, верило в перспективы с ним в Лиге чемпионов и чемпионате России.
Окончательно вывело Виллаш-Боаша из равновесия решение спортивных властей ужесточить лимит на легионеров. Португалец сказал, что будет жаловаться в международные инстанции, чтобы решение по лимиту пересмотрели. У него рухнули все планы по комплектованию – руководство не купило игроков, с которыми договорился Виллаш-Боаш. В каждом интервью наставник «Зенита» вспоминал лимит, психовал, заявил, что не собирается продлевать контракт с петербургским клубом по окончании сезона. Доведенный до отчаяния, повздорил с резервным судьей, за что Российский футбольный союз с удовольствием дисквалифицировал его на шесть матчей, запретив руководить командой со скамейки. Такое поведение тренера не могло не отразиться на команде, которая хорошо стартовала в чемпионате, но потом начала дарить очки почти на каждом шагу.
Причина вторая. Лимит на легионеров
Разговоры о том, что сокращение лимита легионеров на одну единицу не слишком влияет на игру, хороши для дилетантов. Как только приняли новую редакцию лимита, «Зениту» пришлось отказаться от услуг венесуэльского форварда Саломона Рондона, ставшего вторым бомбардиром предыдущего чемпионата с 13 голами (больше забил только Халк – 15). Но даже после этого в состав не помещался кто-то из легионеров. Например, Виллаш-Боашу приходилось решать, кого выпускать на поле – Доменико Кришито или Мигеля Данни (позиции Эсекьеля Гарая, Николаса Ломбертса/Луиша Нету, Акселя Витселя, Хави Гарсия и Халка выглядели «железными»). Он пробовал чередовать их участие в матчах, что приводило к потере очков. И вообще, Виллаш-Боаш готовил команду к Лиге чемпионов, а наигрывать ее планировал в чемпионате России. А тут приходилось с одним количеством иностранцев играть в Лиге, с другим – в чемпионате. Сыгранность от этого страдала. А как должны чувствовать себя легионеры в чемпионате, когда им дали понять, что они тут как бы лишние: главное – подготовить сборную России к выступлению на домашнем чемпионате мира в 2018 году? Конечно, легионерам приятнее играть в Лиге чемпионов – хотя бы потому, что они имеют больше шансов выйти на поле.
Причина третья. Желание продаться
Министр спорта Виталий Мутко, он же президент РФС, дал понять, что количество легионеров в российском футболе и дальше будет сокращаться. То есть в следующем сезоне на поле смогут выходить одновременно не больше пяти варягов. Полным ходом идет процесс импортозамещения.
В этих условиях иностранцам, выступающим за «Зенит», оставаться в России нет большого смысла. А чем меньше в команде легионеров, тем труднее ей добиться результатов в еврокубках. Таких денег, какие мог предложить «Зенит» иностранцам раньше, переплачивая в два-три раза, он сейчас не предлагает – на дворе кризис и еще требуется соблюдать правила финансового фейр-плей, придуманного УЕФА. Лучше найти себе зарубежный клуб – а для этого надо хорошо играть в еврокубках. Потому что чемпионат России на Западе мало кто смотрит. Недаром Виллаш-Боаш захотел уйти после первого выигранного в России титула – количеством титулов, выигранных в нашей стране, никого не удивишь. У некоторых легионеров «Зенита» – прежде всего Гарая, Витселя, Кришито – были неплохие предложения летом, но «Зенит» продавать их не захотел – слишком просела бы команда, да и цена не устраивала. У легионеров испортилось настроение, они стали хуже играть в России. А Лига чемпионов – хорошая площадка для того, чтобы набить себе цену и получить предложение, которое устроило бы и игрока и «Зенит». Вот они и стараются.
Причина четвертая. Юрий Лодыгин
Многие болельщики, переживающие за воспитанников петербургского футбола, могут порадоваться: ворота «Зенита» защищает Михаил Кержаков, младший брат Александра Кержакова, от которого отказался Виллаш-Боаш. Причина в том, что на старте чемпионата слишком часто ошибался вратарь Юрий Лодыгин, любящий выбегать далеко из ворот. Много голов команда пропустила из-за него.
Причина пятая. Пришла пора
«Зенит» выступает в Лиге чемпионов не так давно. И, может, в этом сезоне просто пришла пора. Команда набралась опыта, извлекла урок из предыдущих неудач, сбалансировала состав. Хотя пока ничего особенно «Зенит» в Лиге чемпионов не сделал. Просто удачно провел три стартовых матча, заработав за каждую победу по 1,5 млн евро. Нужно стараться дальше: выход в плей-офф обернется премией в 5,5 млн евро.
Андрей КОРНЕТОВ
- Надо ли было Виллаш-Боашу менять вратаря
- Почему «Зенит» без главного тренера играет не хуже, чем с ним
- Бывший директор «Зенита» – об уходе Виллаш-Боаша
- Надо ли увольнять главного тренера «Зенита», который слишком много говорит
- СМИ: В «Зените» Виллаша-Боаша может сменить немецкий тренер «Боруссии» Клопп
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего