18+

«Избиение за радужный шарф сродни истории, когда негры в автобусах сидели отдельно от белых»

27/10/2015

Безразличие и равнодушие людей – вот с чем столкнулся пассажир питерской подземки Даниил Теодори в вечерний час пик, когда один из ехавших вместе с ним в вагоне избил его за радужный шарф. Никто из пассажиров не только не дал отпор дебоширу, но и не заступился за потерпевшего.

            Журналист «Города 812» попытался разобраться — кто виноват в случившемся, что такое эффект свидетеля и можно ли себя чувствовать в безопасности в Петербурге.
 
«Кровавый шарфик»
 
Жертвой мордобоя стал известный в Петербурге ЛГБТ-активист Даниил Теодори. О случившемся он написал на своей странице «ВКонтакте», и история сразу же получила огласку. Друзья и соратники Даниила распространили его историю и даже инициировали флеш-моб – «Радужный шарф». Все желающие могут поддержать потерпевшего, просто купив и надев яркий аксессуар.
 
«Еду сегодня в метро на радужные кофепития. Смотрю, один парень очень зло на меня смотрит. Чел крепкий, одет в спортивное, но прилично. Через какое-то время подошел, навис надо мной (я сидел). И сказал, что или я сейчас сниму шарф и свалю из вагона, или он мне наваляет (я упускаю маты). Я отказался. Мне прилетело и ударом разбило губу. Он повторил свои слова. Я его повторно послал. Вторым ударом я получил по голове и разбилась бровь. Потом его оттеснил какой-то мужик», – написал Теодори на своей странице в соцсетях. (Орфография и пунктуация автора сохранены).
 
Журналисту «Города 812» удалось связаться с побитым активистом и прояснить некоторые детали. Как оказалось, инцидент произошел в питерской подземке в 8 часов вечера, когда огромное количество горожан едут с работы домой. Теодори сел на синюю ветку метро на Невском проспекте и ехал в сторону Купчино, когда к нему подошел сидящий напротив «крепыш». В вагоне при этом было много народу, но на угрозы «мужчины в спортивном костюме» никто не отреагировал. Поэтому сидевшему молодому человеку пришлось остаться с ним фактически один на один. Нападавшего Теодори запомнил хорошо, собственно как и его слова.
 
«Аккуратный спортивный костюм (серые трещинки под резинку и тп, крепкий). Говорил: если я не сниму шарф и не уберусь из вагона, он меня «уедет». После первого удара, собственно, повторил свои слова», – рассказал нашему журналисту Теодори.
 
Помощи было не найти
 
Затем поезд приехал на станцию «Технологический институт», воспользовавшись тем, что в вагоне началась привычная для пересадочной станции суматохи, а один из пассажиров оттеснил дебошира и тем самым спас пострадавшего, предотвратив дальнейшее избиение, молодой человек выскочил на перрон и попытался найти кого-то на помощь. Сотрудников полиции и дежурной по станции на перроне не было, а бежать к дежурной у эскалатора, Теодори не решился, поэтому он сел обратно в вагон — поезд к тому времени еще не уехал со станции. Хулигана в вагоне уже не было. Люди, увидев окрававленное лицо молодого человека, а кровь сочилась из губы, брови, которую пришлось потом зашивать, предложили ему салфетки, проявили некоторое участие.   Чтобы попытаться задержать нападавшего, который еще мог быть в метро, пострадавший активист решил связаться с машинистом. Однако и тут его ждало разочарование — заветная кнопочка в вагоне, которую видел каждый — не работала. В итоге ему не оставалось ничего, как отправиться на работу, истекая кровью под взгляды отводящих глаза пассажиры.
 
«Зашел в вагон, нажимал связь с машинистом (т.к. надеялся, что есть возможность поймать этого парня), связи не было. Пришлось просто сесть и ехать дальше. Это, кстати, очень важно. У вагона нет связи с машинистом», –  отмечает в разговоре Теодори.
 
Приехав на работу коллеги вызвали ему скорую, а та, в свою очередь, отвезла его в больницу — сильные гематомы навели на подозрения врачей, что у пострадавшего могло быть и сотрясение, все же удары были нанесены сильные.
 
«Они меня отвезли в больницу, т.к. эпичный вид моего шишана им не нравился. Там все обследовали, наложили швы, отпустили домой зарастать», – написал в своей истории активист.
 
Полиция разберется
 
Теперь, когда побои у Теодори зафиксировали врачи, он намерен обратиться в полицию. Хотя, судя по полученным им повреждениям, скорее всего, нападение «потянет» только на «причинение легкого вреда», тем более, что сотрясение мозга у активиста не подтвердили. Тем не менее, он рассчитывает, что правоохранительные органы отреагируют на его заявление и не спустят дело на тормоза. Действительно, нападавшего можно вычислить через камеры видеонаблюдения, которые установлены в большом количестве на каждой станции метрополитена. Кроме того, можно найти свидетелей произошедшего, благо интернет сейчас может сильно помочь в этом деле. 
 
«Ребята в трениках удивятся, когда узнают сколько геев среди них»
 
Случившееся с ним Теодори считает ярким проявлением гомофобии в Петербурге.
 
«А как по вашему, если вас бьют за то, что вы гей?! Конечно, это гомофобия Необходима (но невозможна на данный момент) политика государства против ненависти к ЛГБТ. Отмена дискриминационных законов и полное равноправие. Прекращение наращивания истерии, т.к. это рано или поздно выльется в более серьезные вещи. Также само ЛГБТ-сообщество должно больше выходить из тени. Все эти ребята в трениках очень бы удивились, узнав, сколько геев среди них», – отмечает в интервью Теодори.
 
Свою историю активист проецирует на опыт Запада и сравнивает произошедшей с проявлением сегрегации в США.
 
« Я думаю, это история сродни истории мест для белых и черных в автобусах в США. Только если в их случае, это история о прогрессе, то у нас явный пример сползания назад», – заключает активист, добавляя: «Что я хочу сказать по итогам случившегося. Я мог снять шарф, мог выйти из вагона, у меня был шанс. Но я считаю, что это неверная позиция. "Хочешь идти – иди, если с испугу не свернешь. Только так побеждают!" Это первое и главное. Второе. Шарф не в цветах ЛГБТ. Его связала и передала мне очень хорошая женщина, с которой нас вместе задерживали за флаг Украины. Что это значит? Что человека в любой пестрой одежде технически могут [цензура]. И самое главное. Мне кажется, единственная возможность приближать то будущее, которого мы хотим – это жить так, как будто оно уже наступило».
 
Эффект свидетеля
 
В этой ситуации вопросы возникают буквально на каждом этапе — почему человек не имеет право носить одежду любой расцветки, которая ему нравится, почему люди бездействовали и никто не подумал, что можно остановить разъяренного мужчину, хотя бы словом — согласитесь, если бы весь вагон в один голос упрекнул бы его, то ему бы пришлось пойти на попятный. 
 
Однако никто, кроме одного совестливого гражданина, который хоть и применил некую силу, но сделал это после того, когда уже произошло само нападение, не моргнул и глазом, почему?! У психологов данный эффект называется «эффектом свидетеля»  или постороннего, также известен как синдром Дженовезе. 
 
Впервые о данном явлении заговорили в конце 60-х годов в США, после кровавого убийства Китти Дженовезе в 1964 году. Тогда на нее возле ее дома напал убийца. Несмотря на то, что само убийство видели все соседи, никто из них не решился позвонить даже в полицию, не то чтобы попытаться помочь женщине. Психолог Джон Дарли и Биб Латане назвали этот эффект в честь погибшей. Они провели серию экспериментов, по итогам которых стало ясно, что людям не свойственно вмешиваться в чрезвычайную ситуацию, если такова происходит рядом с ними, но не с ними самими. 
 
«Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой», – говорится об этом эффекте в «Википедии».
 
В нашем случае речь не идет о каком-то тотальном равнодушии российского общества, или нетолерантности. Просто, россияне, петербуржцы, точно такие же, как и остальные люди — не больше, не меньше. И эффект свидетеля применим и к ним тоже, в равной степени. Находится лишь 40% людей, готовых помочь человеку в опасности, если вокруг есть другие люди, также потенциально могущие помочь. Другое дело, что выборка может оказаться таковой, что в вашем вагоне, в который зашел некий сумасшедший тип, никого из этих процентов может не быть.
 
«Надеемся, что его не поймают»
 
Однако телевизионная пропаганда и традиционные ценности, присущие патриархальному русскому народу, безусловно оставляют свой отпечаток. На историю с Теодори откликнулись не только готовые помочь, но и те, кто даже обрадовался случившемуся, и даже призвал это повторить с другими членами ЛГБТ-сообщества.
 
Активист Тимур Исаев, известный своими «разоблачениями» педагогов, входящих, по его мнению,  в ряды ЛГБТ-сообщества, призывает почаще отлавливать и прикладывать кулаки к геям и лесбиянкам.
 
«Вот! ВОТ, с паблика "ненависть", а именно так я отношусь к творениям Кузьмина, да хранит его Всевышний, пришла новость с красочным фото [цензура] Теодори которое еще недавно было Мариной. только гомофобия, ТОЛЬКО ХАРДКОР. парня навалявшего [цензура] жмем руку и выражаем мужское уважение. Надеемся что его не поймают, .............. а надо ловить вообще??????», – пишет на своей странице в соцсети Исаев, недавно вышедший из тюрьмы, где отбывал наказание по делу о мошенничестве.
 
Возможно, России потребуется намного больше времени, нежели западным странам, чтобы решить этот непростой вопрос — вопрос терпимости. В конце концов, воспеваемый часто «русский пофигизм», как нельзя лучше может помочь в этом деле. В цивилизованном обществе людям все равно — кто с кем спит, кто что носит, кто за кого болеет на стадионе. И самое главное, что вот «это» у нас уже было, достаточно вспомнить 90-е. Вроде бы кто во что горазд был, и время было смутное и тяжелое, но такое свободное, что остается только ностальгировать. А с людьми трудно что-то сделать — можно пытаться убеждать, можно заставлять, но самое главное, чтобы они сами пришли к этому — к тому, что каждый волен распоряжаться своей жизнью, если эта свобода не ограничивает чью-ту другу. Как всегда, истина весьма проста.               
 
Артур КИРЕЕВ, фото: vk.com/danteteodori





  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.