Противоречивая информация поступает из Смольного и Петростата. По данным статистиков, дела в петербургской промышленности обстоят не лучшим образом: производство падает. А цифры, которые приводят городские чиновники, наоборот, оптимистичны. Почему так? – удивился «Город 812».
По данным Петростата, индекс промпроизводства в Петербурге за девять месяцев этого года упал на 8,9%. (В Ленинградской области показатель снизился на 0,5%.)
Производство машин и оборудования снизилось на 15,7%, производство транспорта – на 19,3%, бетона – на 30%. Строительство сократилось на 12,6%. В плюсе – на пять-шесть процентов – только металлургия и обработка древесины.
Нарисованная Петростатом картина говорит о том, что кризис ощутимо ударил по большинству городских отраслей.
Через несколько дней после опубликования этих данных Комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга выпустил собственный пресс-релиз, основанный – как в нем сказано – на учете статистической информации и данных опроса городских промышленников. Пресс-релиз получился оптимистичный.
Согласно данным комитета, большинство руководителей петербургских предприятий – 76% – оценивают экономическую ситуацию в своих компаниях как удовлетворительную. 17% предприятий увеличили объемы производства, еще 69% компаний, принявших участие в опросе, в августе сохранили объемы выпуска товаров на уровне предыдущего месяца. В каждой пятой фирме (!) сообщили об увеличении спроса на их продукцию. И только 14% сократили ее выпуск.
В целом индекс настроений в промышленности в сентябре 2015 года поднялся на 0,4 пункта и составил 49,1%, констатируют в Смольном.
Эта картина вышла практически противоположной тому, что рисует Петростат. «Город 812» удивился такому противоречию и спросил у экспертов, как на самом деле обстоят дела в петербургской промышленности.
По словам президента Петербургской торгово-промышленной палаты Владимира Катенева, настроение у промышленников сегодня сдержанное.
– Ситуация у всех разная, но среднестатистические показатели ухудшаются. Я на днях был на питерских автомобильных заводах – не буду их называть, чтобы не расстраивать – там идет падение на 30 –40%. Причем у них нет проблем с производством, есть проблемы со сбытом.
Вторая проблема. Себестоимость машин, которые делают в Петербурге и в России, уже на полторы тысячи долларов выше, чем у таких же автомобилей, собранных за пределами РФ. При этом у заводов пока есть льготы, которые потом отменят. И рано или поздно у них тоже встанет вопрос: что делать? «Дженерал Моторс» уже закрылся. В других отраслях тоже закрываются предприятия. Например, ушел с рынка целый ряд подрядчиков «Ленэнерго», выполнявших строительные и монтажные работы. Идет такая цепочка закрытий.
Объективно, потребительский спрос упал. Затруднились платежи между предприятиями. Стоимость денежных ресурсов велика. В плане закупок – нет гарантированной политики от госзаказчиков. Была надежда на оборонные заказы, но мы наблюдаем, что доходность этого бизнеса падает, поэтому у многих предприятий интерес к оборонным заказам ослабевает. Но в то же время у них альтернативы нет. Хотя в целом я, пожалуй, соглашусь с Комитетом по промышленности, что трагедии у нас нет. В настроениях оптимизма нет. Но и уныния тоже нет, – говорит Владимир Катенев.
– Можно говорить о различных индексах настроений, деловой активности, но у нас все-таки один официальный госорган, отвечающий за статистику, – это Петростат. И от его цифр в том числе зависят действия и власти и бизнеса. Поэтому, по моему мнению, для получения объективной картины Комитет по промышленности должен садиться за стол вместе со статистиками и разбираться, почему идет дисбаланс. Если говорить про объективные показатели, то основа – это индекс промышленного производства. А он, к сожалению, падает. Уже никто не может отрицать, что идет сокращение инвестиций, свидетельствующее о неуверенности бизнеса в завтрашнем дне, – говорит исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Александр Золотарёв.
Но есть и хорошие новости. Двум петербургским предприятиям в ближайшее время унывать точно не придется. На днях Федеральный фонд развития промышленности одобрил две заявки от городских компаний, которым предоставят льготные займы почти на 660 миллионов рублей. Первая заявка – от Всесоюзного научно-исследовательского центра транспортных технологий, предложившего производство железнодорожных вагонов нового поколения. Вторая – от компания «Вириал», которая будет выпускать высокотехнологичный режущий инструмент.
Елена РОТКЕВИЧ
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
- Альфред Кох – о том, как сильно рухнула российская экономика за год
- Экономист возмущен, что правительство решило сэкономить на выплатах почетным донорам
- «Шансы, что власть понимает причины кризиса, настолько малы, что потребуется еще 5 лет на его завершение»
- За что демократ Милов обозвал преемника Кудрина кретином
- Кудрин сравнил советских пенсионеров с нынешними
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего
