16+

Николай Буров рассказал, как Исаакиевский собор будут спасать от сосулек

28/10/2015

Николай Буров рассказал, как Исаакиевский собор будут спасать от сосулек

В Исаакиевском соборе завершается реставрация Ангельской балюстрады, где расположены 24 скульптуры ангелов и архангелов. Рассказывая об этой работе, директор музея Николай Буров постоянно возвращался к недавнему конфликту с Петербургской епархией, которая требовала передать храм церкви.


         Буров начал с приятного. По состоянию на 20 октября 2015 года, Исаакиевский собор посетили почти 3,3 млн человек, к Новому году ожидается 3,5 миллиона. Музей станет вторым по посещаемости в России (после ГМЗ «Петергоф»). Того, кто станет посетителем под номером, состоящим из семи троек, ждет подарок.

Реставрация Ангельской балюстрады оценивалась в 250 млн рублей и 12 лет работы. Музею удалось найти реставрационную компанию («Возрождение Петербурга»), которая уложилась в 4 года и 125 млн рублей.

Кроме балюстрады в этом году завершена теплоизоляция подкупольных чердаков, что  оберегает храм от сосулек на кровле, а также установлена новая система отопления. Последний раз она обновлялась в 1956 году во время послевоенной реставрации собора.

Расчеты «температурного поля» собора проведены специалистами Политехнического университета. Восемь вентиляционных агрегатов подают нагретый воздух из подвала по историческим вентшахтам. Датчики внутри здания следят за температурой и сигналят на общий сервер, который управляет агрегатами. Воздух нагревается водой из городской теплосети. По словам директора, музей берет у города столько тепла, сколько надо при данной температуре, ни одной калорией больше.

В этом месте народный артист Буров сделал паузу и дал небольшую ремарку. В музейный комплекс «Исаакиевский собор» входят 4 храма, это большое и сложное хозяйство, требующее штата в 400 человек. Когда представители церкви говорят, что хватит и 40, то это детский подход. 

С этого момента разговор перешел к проблемам. Буров сообщил, что музей окончательно покинет Смольный собор к концу января 2016 года, «в сроки, которые нас не устраивают, но мы идем навстречу епархии». И вывозит оттуда рояли, клавесины и уникальный цифровой орган, сконструированный специально для Смольного собора. Буров пожелал церкви беречь Смольный собор как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и выполнять все требования КГИОП при проведении служб. В частности, избегать использования стеариновых свечей, которые запрещены в Исаакиевском соборе, там пользуют только восковые.  И опять как бы между строк добавил: «В наших музейных храмах проходит одна тысяча церковных служб в год». Заодно сообщил, что в Воронеже отлит 16-тонный колокол «нижний бас» для Исаакиевского собора, который будет самым тяжелым и 16-м, воссозданным для полноценных колокольных звонов.

Хор Смольного собора в ближайшие 2–3 года не будет иметь собственной площадки, его обещает временно приютить Петрикирхе, расположенная на Невском пр., 22–24.

Музею для размещения музыкантов обещаны постоянные помещения на Думской улице, по соседству с офисом Сбербанка. Там еще не завершена реставрация, на нее музей попросит у города 150 млн руб.

Но есть главное: банк отреставрировал зал заседаний Городской думы – Александровский, где можно проводить концерты на 600 слушателей. С акустикой, правда,  проблемы существуют, но их можно решить за счет оформления интерьера – мебель, ткани и т.д.

24 ангела и архангела Исаакиевского собора живут на высоте 60 метров, открытые всем ветрам. Со смотровой площадки на верхней  колоннаде собора туда ведет наружная (руки-ноги при подъеме дрожат) винтовая лестница – крутая и узкая.  

Как сообщил «Городу 812» Петр Щедрин, технический директор фирмы «Возрождение Петербурга», сами скульптуры сохранились в хорошем состоянии, подкачали постаменты и облицовка балюстрады. Вес фигур – от 1,6 до 2 тонн, общий вес облицовки и постаментов – 200 тонн, все это продержалось более 150 лет.

Реставраторы последовательно снимали скульптуры с постаментов, заменяли чугунные основания на стальные и возвращали ангелов на  место. После полного завершения реставрации уберут противоаварийные и монтажные спицы, которыми скульптуры  присоединены к зданию.

Но публику на балюстраду пускать не будут. Потому что по винтовой лестнице невозможна экстренная эвакуация.             

Вадим ШУВАЛОВ











Lentainform