16+

Как сотрудники метро высматривают террористов среди пассажиров

03/11/2015

Как сотрудники метро высматривают террористов среди пассажиров

Пассажиров (но не всех, а выборочно) в петербургском метрополитене заставляют проходить через рамки, установленные в наземных вестибюлях. Процедура кажется бессмысленной, в ответ говорят: это нужно для безопасности. Что ищут и находят при проверках в метро? – корреспондент «Города 812» испытала на себе. Заодно узнала, что скоро проверять в метро будут абсолютно всех.


           Из личных наблюдений. Сотрудники Службы контроля метрополитена стоят при входе на каждой станции подземки. Всматриваются во входящих пассажиров. Выдергивают одного, приглашают пройти через рамку. Затем метроконтролер что-то вручную записывает в большую амбарную книгу и снова выходит на поиски. Что ищет он? Кого проверяет и зачем? Есть ли вообще от этого польза? – «Город 812» спросил у администрации метрополитена. Но запрос редакции остался без ответа. Пресс-секретарь подземки Юлия Шавель объяснила, почему.

– Все, что связано с безопасностью, метрополитен не комментирует.  Вообще запрещено  давать любую информацию. У меня даже был готов пресс-релиз по этим рамкам, но мне не разрешили его публиковать.

Тогда «Город 812» задал те же вопросы рядовым сотрудникам метро. Они оказались разговорчивее. На станции метро «Владимирская» я сама попросила сотрудника меня проверить. Прошла через рамку – она зазвенела.

– Это что значит? – спрашиваю.
Контролер вяло глянул на мою сумочку.
– Чего у вас там металлического есть?
– Может, ключи? – отвечаю.
– Мало. Наверняка есть зонтик, – решил метрополитеновец и угадал.

По его словам, рамка звенит на металл. На разное количество металла по-разному. На меня прозвенела неинтересно.  А если интересно, что внутри сумки, есть другой прибор. Он находится рядом с рамкой, выглядит, как тумбочка, а на самом деле это рентген-аппарат.
– В аэропорту были? Там похожие приборы стоят, – объяснил он.

По словам контролера, скоро в метро рамки-металлодетекторы установят при входе на всех станциях. И проходить через них будут абсолютно все пассажиры. А не выборочно, как сейчас. Эта информация нашла подтверждение в официальных источниках (см. ниже).

Понаблюдала за работой контролеров. Наблюдение показало: стариков, женщин и детей не останавливали ни разу. Проверяли только молодых людей с ручной кладью: чаще – с рюкзаками, реже – с сумками. На станции «Академическая» контролер при мне пропустил сквозь рамку нескольких парней, по виду – студентов. У одного с собой вообще никаких вещей не было, у другого на спине болтался явно пустой рюкзак.

– Почему женщин не проверяете? Вон тетка тележку набитую через турникет тащит. Может,  там бомба? А ребята вообще пустые шли, – поинтересовалась я у контролера на «Академической».
– А потому что контингент с тележками не очень подходит под категорию подрывников, – объяснил контролер.

По его словам, он останавливает тех, кто лично ему кажет похожим на террориста. В ручной клади таких подозрительных типов находили топоры, ножи, газовые баллончики, травматическое оружие. Для этих предметов действуют особые правила перевозки. Проходить через металлодетектор никто не отказывался.

– От рамки очень большая польза. Она от террористов защищает. Увидит, например, подрывник, что его тут проверить могут, и не пойдет в метро, – рассуждает контролер.

Каждые три-пять минут он пропускал нового пассажира через рамку. Потом отмечал время проверки на бумажке – для отчетности. Рядом стояли двое полицейских и тоже высматривали подозрительных личностей среди пассажиров.

Во сколько обходится «рамочная» безопасность, в ГУП «Петербургский метрополитен» не говорят. По информации из открытых источников, еще в 2013 году Смольный объявил конкурс (ценой в 5,9 млн руб.) на создание проекта по оснащению всех станций подземки зонами сплошного контроля на входе в метро. Предполагалось, что к 2015 году все пассажиры подземки будут попадать на станции через полосу металлодетекторов. Рамки должны иметь пропускную способность не менее 70 человек в минуту. Всем сотрудникам Службы контроля должны раздать планшетные компьютеры, чтобы они не в амбарных книгах делали записи. Летом этого года был объявлен новый конкурс – на дополнительное оснащение 15 станций подземки «стационарными рентгеновскими установками персонального обследования пассажиров» на сумму в 95 миллионов рублей.

Общую стоимость проекта по организации контроля пассажиров питерского метро можно примерно представить, сравнив с затратами московского метрополитена. Там суммы, потраченные на безопасность, не скрывают.  Так, на всю программу  контроля в столичном метро было потрачено 7 миллиардов рублей. Из них на закупку специальной техники    – более трех миллиардов. В 2015 году в московскую подземку были приняты на работу более двух тысяч новых сотрудников службы безопасности. Ежедневно они проверяют 25 тысяч пассажиров. Всего с начала года в московском метрополитене было проверено около двух миллионов единиц багажа, в котором обнаружили, как уверяют в Москве, более семи тысяч опасных предметов.

Средства на транспортную безопасность выделяются из федерального бюджета.

Несомненно, если рамки поставят на входе во все станции и начнут поголовные проверки, это  затормозит пассажиропоток. Как после этого будут бороться с очередями при входе на станции (которые уже образуются в час пик), в метрополитене не объясняют.

Совершенно не секретно

«Секретные сведения», в предоставлении которых неправомерно отказал ГУП «Петербургский метрополитен», редакция нашла на официальном сайте Смольного.

- В 73 вестибюлях метрополитена созданы и функционируют 72 пункта досмотра (для станций «Технологический институт-1» и «Технологический институт-2» пункт досмотра совмещенный).

- Все станции оборудованы рамками-металлообнаружителями, аппаратурой радиационного контроля, взрывозащитными контейнерами, портативными обнаружителями паров взрывчатых веществ и ручными металлоискателями.

- В Службу контроля метрополитена дополнительно приняли на работу 280 человек.
– До конца года во входных зонах вестибюлей станций установят стационарные металлодетекторы для обеспечения непрерывного сплошного досмотра пассажиропотока на металл.

- Система интеллектуального видеонаблюдения  действует на 14 станциях, до конца года ею оснастят еще 26 станций.
– 64 вентиляционных киоска оборудованы охранной сигнализацией. До конца года все 129 венткиосков будут ею оборудованы.

Кто, кого и как доложен досматривать?

Кого?
В метрополитене должен проводиться «выборочный досмотр крупногабаритного багажа, физических лиц, во внешнем виде и в поведении которых присутствуют признаки подготовки или совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности». Так записано в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ.

Как?
Отказ пассажира от досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения метрополитеном договора перевозки в одностороннем порядке. Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Это требования Правил пользования петербургским метрополитеном.

Кто?
Согласно разъяснениям Прокуратуры Петербурга, «в случае отказа добровольно пройти через рамку металлообнаружителя досмотр пассажира и его багажа может быть произведен только сотрудником полиции в рамках прав и полномочий, предоставленных ему ФЗ «О полиции». Правом же проводить досмотр пассажира и его багажа сотрудники метрополитена не наделены».                 

Елена РОТКЕВИЧ











Lentainform