18+

Как я искала работу и чуть не осталась без денег. Личный опыт

13/11/2015

Обычно не доверяя сомнительным предложениям, я чуть не стала жертвой мошенников. Наверное, сказалась эйфория – оказавшись без работы, я не потеряла веру в добро, даже наоборот, рассчитывала на удачу. И вот она пришла. В виде письма по электронной почте от неизвестного адресата. Я даже не стала выяснять его имя, поскольку недавно кинула клич среди знакомых, что, мол, ищу работу.

            Удача ищет удачливых
 
В письме была ссылка на вакансию администратора пассажирских рейсов в Финляндию с очень привлекательным заработком и режимом труда – день через день, два или три на выбор. Оплата после каждого рейса в размере 5,5 тысяч рублей. Итого в месяц можно заработать до 85 тысяч. Плюс возможность прикупить опальных финских продуктов! Да к тому же остается куча времени для отдыха и творчества. В общем, работа, о которой можно было только мечтать, сама меня нашла. Имя работодателя  – известного транспортного предприятия «Совавто» – развеяло последние сомнения. На своем сайте компания действительно предлагала новую услугу – пассажирские перевозки в Финляндию. Все сходится. Я ликовала. 
 
Чтобы работа не ушла из-под носа, быстро набираю номер телефона некой Наталии Ивановны. Меня просят оставить сообщение после сигнала, после чего перезванивают. Женщина интересуется возрастом и наличием трудовой книжки на руках, расписывает все прелести работы, от которых я уже пришла в восторг, и осторожно интересуется, нет ли у меня шенгенской визы. А когда я с замиранием сердца сознаюсь, что нет, она по-матерински подбадривает меня и сообщает, что фирма сама делает для своих сотрудников рабочую визу. 
 
– Вместе с документами захватите 4500 рублей, через неделю виза будет готова, и вы сможете приступить к работе, – заверяет меня на прощание.
 
Нет, ну почему я должна была усомниться в ее словах? Ведь в городе сотни фирм и фирмочек занимаются изготовлением шенгенской визы за 5200 руб. Я как раз собиралась обратиться в одну из них. «Хорошо, что не успела. Тут даже сэкономлю», – логично рассудила я. А главное – сделают быстро, за неделю. Признаться, разницу между шенгенской и рабочей визой я тогда не очень понимала. 
 
В поисках счастья
 
Отправившись по названному адресу, я представляла себе солидный офис большой транспортной компании. Но на фасаде углового дома 4 по проспекту Бакунина ничто не намекало на престижное заведение. В дом вело несколько дверей с не имеющими отношения к моей будущей работе вывесками. А телефон Наталии Ивановны вновь переключился на автоответчик. Тут мной овладело волнение. «Не могу  вас найти!» – кричала я в трубку, продолжая поиски пропавшего работодателя. Наконец за углом обнаружилась довольно обшарпанная дверь со стеклом и прикрепленной к нему вывеской: ООО «Финатекс», часы работы. Тут раздался долгожданный звонок от Наталии, словно следившей за мной. 
 
– Все правильно, это и есть наша дверь, – бодро заверила она. – Входите смелее, там вас встретят. 
 
Дверь открыл охранник кавказской наружности и тут же запер ее за мной на ключ. Я огляделась. Повсюду валялся мусор. Строгой деловой атмосферой не пахло. В комнате стояло несколько столов. Компьютеров и другой техники не наблюдалось. За столами сидели девушки и выжидающе смотрели на дверь, откуда я появилась. Вдоль стен размещались стулья, на которых несколько мужчин и женщин заполняли какие-то анкеты. Слово «анкета» на их бумажках было напечатано крупными буквами. Тут ко мне подбежал второй охранник и, сообщив, что Наталия сейчас занята, провел меня в следующую комнату. Ее обстановка не отличалась от предыдущей. За пустым столом сидела молодая особа и сразу приступила к делу. Она повторила мне текст о высоких заработках и о компенсации стоимости рабочей визы, которую я сейчас же должна оплатить, и спросила, нет ли у меня вопросов.
 
– А при чем здесь «Совавто? – поинтересовалась я.
– Ни при чем, – ответила сотрудница. – Наша фирма называется «Финатекс», это крупный пассажирский и грузоперевозчик. Мы набираем администраторов на рейсы.
 
– А сколько человек вы берете? Тут у вас, я вижу, много желающих. 
– У нас много вакансий. Водители, грузчики, работники на склад (как я потом выяснила, с хорошими окладами и необходимостью  оформления рабочей визы в Финляндию).
 
– Конечно, мы тщательно отбираем кандидатов, для этого и проводим собеседование. Но вы нам подходите, – и забрав мои документы, понесла их в третью комнату, где, очевидно, находился ксерокс. Речи о заключении договора не заходило. Вероятно, это должно произойти после получения от меня денег, предположила я. Но желания расстаться с деньгами у меня становилось все меньше. Теперь я соображала, как вернуть свои документы. 
 
Вмешательство внешних сил
 
Меня спас не только запоздавший здравый смысл, но и внешние силы. Они появились в образе сотрудников ОБЭП, нагрянувших в офис. 
 
– Всем сидеть на свои местах! – прогремел голос. 
 
И в комнате появились молодые люди в гражданской одежде, рядом с которыми находилась женщина, чье состояние психиатры назвали бы реактивным. С взъерошенными волосами и злорадной ухмылкой дама грозилась вывести всех на чистую воду. В том числе и меня. Потому что к этому времени я затерялась  среди главных действующих лиц, пытаясь найти и спасти свои документы. В третьей, самой загадочной комнате, куда я ворвалась вместе с оперативником, сидела женщина по имени Диана. Ее запоминающаяся своими нестандартными пропорциями внешность, как я потом выяснила, упоминается на множестве форумов. «Толстую Диану» узнал и оперативник.
 
– О, знакомые все лица, – сказал он. 
 
И приступил к проверке документов,  которых у сотрудников фирмы не оказалось.
 
Женщина по имени Ольга, которая  привела оперативников, приехала устраиваться на работу из Москвы. Хотела жить и работать в Петербурге. Она уже отдала деньги на визу, но потом усомнилась и позвонила в финское консульство. Узнав, что рабочая виза оформляется в присутствии заявителя с оригиналом, а не копией заграничного паспорта, и стоит не 4500 рублей, а 520 евро, Ольга вернулась в офис и потребовала расторгнуть договор. Но услышала, что деньги уже отправлены в консульство. Тогда женщина обратилась в ОБЭП Центрального района. Дальнейшие действия полицейских она восприняла как чудо. У нее не только приняли заявление, но один из оперативников отправился вместе с ней по адресу и, пригрозив Диане, заставил ее вернуть деньги. 
 
Как сообщили мне в консульстве Финляндии, с вопросами о возможности оформить рабочую визу за 4500 рублей и по копиям документов петербуржцы звонят регулярно в течение последних нескольких лет. 
Схема действий этих товарищей классически банальна: предлагая работу на рейсовых автобусах и круизных лайнерах в Финляндию, они собирают деньги «на визу», а потом тянут время, не отвечают на звонки и, наконец, съезжают с адреса. 
 
Интернет пестрит предупреждениями о мошенниках. Люди пишут: «Условия работы показались заманчивыми, срочно нужна работа,  отдала последние деньги на визу. А как их теперь вернуть?» Известный психологический феномен. В состоянии стресса, лишившись работы, человек доверяет не разуму, а эмоциям. Ждет чуда. И не обращает внимания на грязные полы и ломаные стулья.
 
По информации в Интернете, группа товарищей во главе с харизматичной Дианой действует не менее трех лет, начиная как минимум с 2012 года. Публикуют объявления о вакансиях на разных сайтах, в том числе на «Авито» и «Суперджоб», меняя адреса и названия. На форумах упоминают «Финатекс», объясняя, что он же имел раньше другие названия со словами «элит», «трейд», «полис», «турс». 
 
Примечательно, что эти товарищи находят свое пристанище преимущественно в Центральном районе  и базируются в округе, где за порядком следит 76-й отдел полиции.
 
Боролись –  недоборолись
 
Вернувшая свои деньги Ольга укатила в Москву, а я решила посмотреть, что будет с офисом в понедельник. Позвонила Наталии Ивановне с другого телефона и услышала знакомое приглашение к трудоустройству. «Только деньги не забудьте», – напомнила она. 
 
В фирме все тоже оказалось на своих местах: охранник, ключ, которым он открыл и запер за мной дверь, окурки на полу, пустые столы. Только встретившая меня девушка Ксения ни одним словом не упомянула о рабочей визе, попросив прислать резюме. Она меня узнала. 
 
– А что мы можем с ними сделать? – отвечает на мой вопрос сотрудник ОБЭПа, пожелавший остаться анонимным. – Законы у нас такие. За мошенничество – условное наказание и штраф, который для них составляет копейки. 
 
– Я вот уже три года в ОБЭПе работаю, – говорит его коллега. – А сколько человек до меня с ними боролись! Они неуязвимы. 
 
– А проверить и закрыть фирму вы не можете? – интересуюсь. – Ведь они реально, наверное, никого не трудоустраивают. Да и фирмы такой в природе, уверена, не существует. 
 
– Не можем, – разводит руками оперативник. – Вон, только оргтехнику изымаем периодически, – кивает он вглубь кабинета. – Надо людям самим голову на плечах иметь, чтобы на всякие уловки не клевать.
 
Оперативник уверяет, что на людей, работающих от лица «Финатекса», в прошлом году было заведено уголовное дело, но в суд оно так и не направлено.
 
В общем, почему офис, в котором сидят люди, похожие на мошенников, нельзя закрыть, а дело передать в суд, я так и не поняла. В прокуратуре мне посоветовали написать заявление на работу ОБЭП Центрального района, что я и сделала. Теперь жду ответа.              

Нина БАШКИРОВА






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.