16+

«В России по телевизору «случайно» показали секретное ядерное оружие, но этого никто не заметил»

17/11/2015

ОЛЬГА СЕРЕБРЯНАЯ

На минувшей неделе интегральной темой российских блогов стал ад. Не в первый раз – но, кажется, никогда раньше в этом не было такой зримости и выразительности. Открыл тему в ночь на понедельник Петр Павленский – его акцию у дверей ФСБ на Лубянке сразу же истолковали в понятийной системе, характерной скорее для религиозной живописи, чем для перформанса.


          Марат Гельман описал акцию «Угроза» так: «Двери Лубянки – это врата ада. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят». Но схватят не раньше, чем он совершит литургию, добавил Александр Марков: «Образ дверей ада – один из самых важных в христианской культуре, закрытость и замкнутость адского эгоизма. Огонь – это двойственный символ как адского огня, так и огня божественной благодати. Акция Павленского перевела современное русское искусство в литургический ключ: литургия – это как раз действие, уничтожающее ад в реальном времени, когда потенциальное спасение превращается в реальное причастие спасению».
 
На неделе, впрочем, казалось, что до спасения далеко. Самопрезентация ада состоялась в среду, когда сенатор Валентина Петренко, больше известная в Интернете как женщина-икебана, представила на специальной пресс-конференции карикатуру – свой ответ на рисунки авторов «Шарли Эбдо», посвященные катастрофе российского самолета над Синайским полуостровом. Петренко начала с того, что «вопросы морали, нравственности, духовности» делают нас людьми, а раз для французских художников таких понятий не существует, то они и не люди. «Поэтому я сделала заявление, которое назвала «Не люди: уроды». И под этим заявлением я поместила карикатуру с заголовком «Ад приветствует «Шарли Эбдо»»», – рассказала сенатор, поставив перед собой картинку с людьми, сидящими в горящем котле. 
 
В людях, однако, легко узнавались Виктор Янукович, его соратники, а также глава Крыма Сергей Аксенов. Да и картинку, в общем, все, следившие в феврале 2014 года за Майданом, помнят – ее нарисовал украинский карикатурист Юрий Журавель. Журналисты немедленно указали на это Петренко, но она не смутилась: «Авторов много во всем мире, котлов и ада. Авторов может быть миллион, и я подпишусь под любой картинкой, где говорится об аде».
 
Похоже, что лозунг «Больше ада», пользовавшийся особенной популярностью в Интернете в эпоху «взбесившегося принтера», власть радостно присвоила себе, как Петренко – картинку Журавеля. Людям-то уже давно хочется, чтобы ад тихо удалился за свои врата. Но не тут-то было. Вдруг выяснилось, что в России по телевизору «случайно» показали секретное ядерное оружие, но, как заметил в Твиттере Николай Алтухов, «поскольку никто не заметил утечки, Песков был вынужден сообщить об этом на пресс-конференции». Это не шутка – Песков действительно сделал такое заявление, после чего публика стала искать указанный сюжет на сайтах телеканалов. Но его уже к тому времени удалили. Зато фотографий секретного оружия осталось множество. Вячеславу Козлову стало от всего этого страшно весело: «Шойгу держит в руках рисунки для слепых (они огромные) с подробным описанием секретного проекта, Первый канал и НТВ случайно это снимают типа "через плечо" и случайно выдают в эфир. Репортажи случайно замечают авторы неформального блога Центра анализа стратегий и технологий, которым руководит близкий к Кремлю эксперт по военщине, а потом об этом говорит Песков, причем довольно подробно. Все очень случайно». 
 
Про случайность, конечно, смешно, но еще смешнее стало тем, кто разобрал, что написано на рисунках для слепых, которые держал в руках Шойгу. А там написано, что оружие – конкретно торпеда – предназначено для «поражения важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». 
 
Патриотические блогеры напомнили, что торпеду эту еще в 1954 году предлагал сделать академик Сахаров, – и понеслось: торпеда Сахарова, бомба Солженицына, ракета Новодворской. И несется до сих пор.
 
Похоже, что притворить врата ада, открытые символическим жестом Петра Павленского, так просто не получится – для этого потребуется самые обычные коллективные действия.             
 
ранее:

 











Lentainform