16+

«Питерские школьники решают межэтнические разногласия со сверстниками дракой»

17/11/2015

«Питерские школьники решают межэтнические разногласия со сверстниками дракой»

Проблемы с мигрантами петербургские школьники готовы решать силой. Такие выводы сделали эксперты по результатам национального исследования по оценке качества граждановедческого образования в России. Как ситуация в Петербурге отличается от других городов? – узнал «Город 812».


            Масштабное исследование в школах завершилось в 2015 году.  По всей стране были опрошены около 10 тысяч человек, из них 5271 школьник,  3452 учителя и  248 руководителей образовательных учреждений. Организаторами выступили Рособрнадзор и «Учительская газета». Основная цель исследования по-научному звучит так:  «Определение перспективных направлений развития системы образования в области становления гражданственности и повышения социальной активности обучающихся». 
 
На практике детям и взрослым задавали вопросы и предлагали задания, связанные с общественной жизнью, решением конфликтов, этнорелигиозными отношениями, нормами права и морали.  В исследовании участвовали 7 петербургских школ и 16 московских. Предварительные результаты общероссийского опроса опубликованы. Полный вариант выйдет из печати в конце года в научном издании. 
 
Педагогов и учеников просили высказать свое отношение по схожим вопросам. Оказалось, что их позиции зачастую диаметрально противоположны. 
 
Как следует из ответов, меньше всего проблем вокруг  видят директора школ. Например, их попросили  оценить, насколько остро в их местности стоят определенные социальные проблемы и вызывают ли они социальное напряжение. Большинство руководителей  ответили, что острых проблем нет совсем. Лишь 9% сказали, что вызывают напряжение безработица и низкий уровень материального обеспечения. Меньше двух процентов указали алкоголизм.  
 
Проблем, связанных с мигрантами, по мнению директоров школ, не существует вообще. 
 
Такие результаты удивили даже самих исследователей. Эксперты предположили, что оборот «социальная напряженность» изначально вызывает у руководителей настороженность, поэтому они очень опасливо отвечали на вопросы.  
 
Учителей спросили о том, какие проблемы есть в школах. Судя по ответам педагогов, в образовательных учреждениях иногда встречаются хулиганство и насилие, прогулы, издевательства и запугивания, употребление алкоголя. Зато практически полностью отсутствуют сексуальные домогательства, употребление наркотиков и этническая нетерпимость. 
 
Самая большая часть исследования была посвящена опросу школьников. Их спрашивали об отношении к патриотизму, народным традициям, гражданской идентичности, толерантности и прочему. Целый блок вопросов посвятили этнорелигиозным отношениям. Ответы детей удивили и насторожили.
 
Каждый десятый ребенок высказал резко негативное отношение к мигрантам. «Чем меньше мигрантов, тем лучше. Все мигранты должны жить на своей родине и не мешать местным», – такие ответы дали 10,5% процентов детей. Две трети школьников готовы мириться с присутствием чужаков при условии, что те будут соблюдать местные традиции и говорить на том языке, на котором говорит большинство населения вокруг. 
 
В Петербурге и Москве проблема стоит еще более остро. Как рассказала «Городу 812» один из экспертов, принимавших участие в исследовании, религиовед Марина Малафеева, детям в разных регионах задавался вопрос: что они считают основными причинами конфликтов в школах. 
 
– Например, в Челябинской области школьники отвечали абсолютно обычно. Среди таких причин они называли ссору, обзывательство, плохие отметки и так далее. Практически не было  упоминаний об этнорелигиозных  ситуациях. То есть в Челябинской области такой проблемы нет, – говорит Марина Малафеева. 
 
Школьники Петербурга и Москвы, по ее словам, среди причин конфликтов часто называли такие: 
  • религиозные различия между учениками;
  • классовые различия между учениками;
  • на расовой почве; 
  • из-за отличия от других; 
  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • разное воспитание детей, разное понятие собственности, правды; 
  • отношение к другой религии, верованию.
Причем в петербургских ответах в причинах конфликтов преобладали религиозные факторы. Примеры ответов: «Ненависть к людям с другим мировоззрением, обычаями и т.д.», «Конфликты из-за религиозных убеждений».
 
По словам Марины Малафеевой, главная опасность ситуации в двух столицах в том, что межэтнические проблемы замалчиваются. 
 
– На уровне педагогов, родителей и властей этот вопрос не то чтобы не решается, он даже не выносится на обсуждение! Если вы подойдете к любому директору школы и спросите: «А есть ли у вас такие проблемы?» – я больше чем уверена, что с ужасом в глазах вам ответят: «У нас таких проблем нет!» Но, как показывают опросы, проблемы на самом деле есть. Для Москвы они стоят более массово. В Петербурге  они  более точечные и более жесткие. Например, когда московских школьников спросили, как они будут их решать, большинство  ответили: «Пожалуюсь учителям, родителям – пусть они помогут». В Петербурге дети справляются самостоятельно. В качестве путей решения межэтнических и межрелигиозных разногласий они называют драку, ссору,  конкретное высказывание. То есть, по сути, силовые методы, – говорит Марина Малафеева.
 
Подобное, по ее мнению, грозит открытыми религиозными и национальными конфликтами, а также является потенциально опасным с точки зрения роста преступлений на подобной почве.  
 
– Опрос проходил среди 14–15-летних подростков. Через несколько лет все эти проблемы  из школы они вынесут во взрослую жизнь, что может грозить общественными беспорядками. Программа «Толерантность» – это хорошо. Да, дети пишут в опросах, что «толерантность – это хорошо». Можно сказать, что результат достигнут. Но определение этой толерантности размыто, дети, да и педагоги, часто вообще не понимают, что это такое, – говорит эксперт. 
 
Марина Малафеева привела несколько реальных ответов петербургских школьников, которых попросили объяснить, что такое толерантность. Вот что написали дети:
  • это соблюдение законов этикета;
  • моя подруга исповедует другую веру, но я же не перестаю с ней из-за этого общаться;
  • помощь людям с ограниченными возможностями.
По словам эксперта,  воспитывать толерантность нужно не только в детях. 
 
– Нужна работа с родителями и с педагогами.  Нужно выносить на общественное обсуждение. По-другому не решить, – уверена эксперт.              
 

«Питерские школьники решают межэтнические разногласия со сверстниками дракой»

Елена Роткевич











Lentainform