Год назад в Петербурге ГИБДД обвиняли в попустительстве тем нарушителям, которые паркуют свои авто на местах, предназначенных для инвалидов. Теперь обличают ровно в обратном: машины-нарушители стали эвакуировать беспощадно, и, как некоторые считают, бессмысленно. Сами инвалиды, ставшие жертвами эвакуации или штрафа – за якобы незаконный желтый значок на стекле, – написали петицию, в которой просят власти ослабить вожжи.
«Город 812» разбирался, кого ГИБДД считает инвалидом, а кого нет.
Про значки и законы
Автомобилисты, которых принудительно эвакуировали с мест для инвалидов, удивляются тому, что так много мест для инвалидов отдано на парковках перед гипермаркетами и они обычно пустуют. Во-вторых, считают, что ГИБДД вместе с эвакуаторными фирмами сделали из этого отлаженный процесс и неплохой бизнес: дожидаются, когда покупатель, бросивший автомобиль на такой стоянке, скроется в магазине, и увозят машину на штрафстоянку. После этого автомобилисту предстоит поиск автомобиля, оформление протокола, выплата штрафа… Т.е. понятно, что стоять на местах для инвалидов нехорошо, но могли бы и предупредить. Или на сразу штраф выписать.
Администрации гипермаркетов лаконичны: есть правило – отдавать инвалидам 10 процентов стоянки, стоянки у магазинов большие, поэтому 10% – это много, и расположены такие места у входа.
Штраф за парковку на месте для инвалида составляет 5000 рублей плюс 3000 рублей оплата эвакуатора. ГИБДД эвакуирует машины, на которых нет опознавательного знака «инвалид» – черно-желтого квадратика, который продается за 50 рублей, а вовсе не выдается под расписку вместе со справкой ВТЭК. Приклеить его по закону могут как сами инвалиды, так и сопровождающие их лица, в том числе родители детей-инвалидов. А без закона – любые желающие.
Именно для них недавно расширили две статьи административного кодекса: статью 12.4 КоАП (за самовольную установку опознавательного знака «инвалид») и 12.5 КоАП (за управление машиной с опознавательным знаком «инвалид»). Кары суровые: по 5000 рублей за нарушение.
С июля по октябрь в городе, по данным ГИБДД, было оштрафовано 10 тысяч 749 человек – за парковку на спецместах без знака «инвалид» и только 12 человек – за незаконно используемый инвалидный значок.
Реальные инвалиды уверяют, что с парковки принудительно увозят и их автомобили. Потому что в нормативных актах есть противоречия. Существуют «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», утвержденные еще в 1993 году. Там есть 8 пункт, который указывает, что знак «инвалид» (один, а не два) может быть установлен по желанию владельца-инвалида. То есть хочет – устанавливает, хочет – не устанавливает. Нет никакого приказного порядка. Законотворцы в 1993 году думали, что водитель, если его спросят, почему он стоит на инвалидном месте, предъявит справку ВТЭК. А теперь выясняется, что водителя никто ни о чем не спрашивает, просто увозят машину.
В Правилах дорожного движения (глава 26.8) перечислены опознавательные знаки, которые должны быть установлены на машине. В том числе знаки «инвалид», «врач», «начинающий водитель», «тихоходное ТС». Во всех случаях знаки требуется крепить спереди и сзади.
В Петербурге с недавних пор действует еще и парковочный реестр, где сказано: автомобиль инвалида, претендующего на парковочное место, должен быть оснащен опознавательным знаком (опять-таки – одним). Но реестр был написан для пользователей платной парковки в центре, а не бесплатной – при гипермаркетах.
В общем, есть путаница с тем, сколько знаков «инвалид» должно быть на машине, чтобы она имела право стоять на инвалидном месте.
Про логику ГИБДД
Инспекторы ДПС, осуществляющие принудительную эвакуацию, согласились анонимно обсудить эту тему. Все, в принципе, говорили одно и то же: есть приказ начальства, я обязан его исполнять.
– В каждом районном управлении ГИБДД есть кабинет по исполнению административного законодательства, который распределяет задания: скажем, сегодня в районе будет проходить операция «Инвалид», и проводить ее будет такой-то наряд по трем адресам. У нас в Московском районе адреса всего три: у «Максидома», в «Радуге» и в «Пулково». Три адреса потому, что там соблюдаются три условия: есть и разметка на асфальте, и дорожный знак «парковка для инвалидов», и еще табличка – забыл, как называется. Из других мест не эвакуируют. Начались эти операции где-то полгода назад. Ближайшая начнется 30 ноября и продлится 10 дней.
– Для того, чтобы ГИБДД начало работать на парковке гипермаркета, нужна просьба его руководства?
– Нет, УГИБДД надзирает за законностью и на этих территориях. Хозяин гипермаркета может обратиться с ходатайством, если ему кажется, что нарушителей слишком много, а ГИБДД – мало, а вот пожаловаться, что ГИБДД слишком много, он не может.
– Бывали случаи, когда эвакуировали машину у настоящего инвалида?
– По слухам, был один такой случай, но не в нашем районе – там не заметили значка «инвалид», и вообще тот человек, как потом выяснилось, неправомерно его наклеил. Там вроде значок наполовину отклеился, обвис, и хозяин его прилепил нормально, только когда на штрафстоянку прибежал. А инспектор посмотрел его документы и выяснил, что сам водитель не инвалид, просто машина на инвалида оформлена. В общем, штраф был признан правомерным. На эти эвакуации жаловались и будут жаловаться, мы привыкли, что всегда есть недовольные.
– Люди говорят: мы согласны оплатить штраф, но зачем эвакуировать-то? Тем более если на площадке из 20 инвалидных мест 18 свободны. Какая польза от такой эвакуации, если инвалидам от нее не холодно и не жарко?
– Инспектор получает приказ: эвакуировать за день пять машин. Приказ надо выполнить. Стоят на стоянке только две машины – значит, их увезут и будут ждать других нарушителей. В принципе, многие водители сейчас телефон под стеклом оставляют. Это остается на усмотрение инспектора: можно позвонить нарушителю, чтобы он подошел, или забрать машину. Никто, конечно, не звонит. Всем надо выполнять разнарядку.
– Не проще ли создать реестр настоящих инвалидов, чтобы с ним можно было сверяться по планшету, чем выяснять, настоящий ли значок на машине или липовый?
– Сколько заморочек было с базой страховой, когда была мода подделывать полисы ОСАГО! Если еще и сведения об инвалидности вносить – то, право, перебор. Слишком много информации.
Про петицию мам инвалидов
Петиция появилась на сайте change.org неделю назад. Направлена она не только в ГИБДД, правительство и Госдуму, но и детскому омбудсмену Светлане Агапитовой. Потому что авторами воззвания выступили матери детей-инвалидов, которых, как они уверяют, стали штрафовать за знак «инвалид», с которым, оказывается, нельзя передвигаться, когда инвалида в салоне нет.
По мнению инспекторов ГИБДД, мать инвалида или другой сопровождающий должны регулярно отклеивать-приклеивать инвалидный значок на машине. Есть инвалид на борту – должен быть и значок. Нет его – и значка быть не должно. Как это работает, нам рассказала Наталья, воспитывающая нескольких детей, в том числе инвалида.
– У сына проблема со слухом и общая задержка развития. Ходит он плохо, несмотря на 8 лет. В первый раз нам досталось летом, когда машину увезли от больницы на штрафстоянку (возможно, это и был тот случай, о котором выше рассказывал инспектор). Притом что имелся знак «инвалид» спереди: он лежал под стеклом и был прекрасно виден. Он был на присоске, но присоска долго не держит. Второй знак, сзади, я не лепила, потому что стекло все равно тонированное. В общем, инспектор сфотографировал машину только сзади, где значок был бы не виден, даже если бы и был. Потом мне инспектор сказал: «Ой, действительно проглядели, но это человеческий фактор, а вообще вы обязаны были наклеить два знака». Все равно он меня пожалел и штраф выписывать не стал. Правда, за эвакуатор мне пришлось 3000 рублей заплатить. Можно затребовать эти деньги через суд, но мне других забот хватает. Вот после этого случая я решила наклеить значки, а не крепить их на присоске. В конце октября я припарковалась у метро «Нарвская» на специализированной автостоянке для инвалидов. Отвозила своего сына на процедуры. Только отъехала – сзади сирена и приказ остановиться. Подходит инспектор и спрашивает: моя ли машина, кто повесил значок «инвалид» и кто является инвалидом. Я объяснила, что сын, что я его оставила в реабилитационном центре и скоро поеду за ним обратно. Показала документы. Все равно, сказал инспектор, раз сейчас инвалида в машине нет, значит, вы нарушили сразу две статьи кодекса – 12.4 и 12.5, и вам положено два штрафа по 5000 рублей! Всего – 10 тысяч. Я оторопела: я ведь не пользовалась в тот момент никакими преимуществами от этих знаков: на парковку не вставала, а просто ехала по городу. Но для ГИБДД это не имеет, оказывается, значения.
– И что было дальше?
– Он сказал, что надо идти на прием к начальству 3 ноября, а начальник заявил: решать будет мировой суд. Сейчас я жду повестки из суда. Боюсь пропустить–- я не в городе по месту прописки живу, а в Солнечном-2, это специальный поселок для инвалидов.
– Но ведь с теми, кто нечестно паркуется на местах для инвалидов, надо бороться.
– Проблемы, конечно, были. Почему-то у «Гранд Каньона» и «Европолиса» инвалидные места стабильно заняты машинами без значков. В Калининском районе у центра реабилитации всегда можно припарковаться, а в Выборгском так просто дурдом. А вообще вся эта система с инвалидными машинами страшно не продумана.
Матери детей-инвалидов под своей петицией – они просят дать им право не снимать знак «инвалид» – собрали пока лишь 600 подписей.
Про перспективы
Право на желтый значок инвалида имеют только инвалиды 1 и 2 групп, а также родители детей-инвалидов (детям группы не присваивают). На форумах, объединяющих людей с ограниченными возможностями, полно вопросов: что делать инвалиду, у которого группа третья, а ходит он все равно с трудом?
Для инспектора ДПС важна только группа и нет разницы, за какое заболевание она присвоена.
Инвалиды 3 группы попытались добиться для себя тех же прав, что и остальные, но потерпели неудачу. Жалобу в Верховный суд подавал москвич Владимир Коваленко. Он упирал на ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов», в котором регламентированы 10 процентов мест на парковках «для специального транспорта, перевозящего инвалидов». О разграничении по группам там речи не идет. Свой суд Коваленко проиграл. Процесс примечателен тем, что суд заявил: места выделяются под спецтранспорт: инвалидные мотоколяски и машины, переделанные под ручное управление. Серийные автомобили оказались не упомянуты. То есть в теории, если следовать этому решению Верховного суда, штрафовать и эвакуировать можно все машины, не имеющие соответствующей записи в ПТС. Впрочем, в ГИБДД Петербурга эти домыслы опровергли.
Нина Астафьева
- Эпидемия поджогов: версии о том, кто сжигает автомобили в Петербурге
- Блогеры сделали автохама из Уфы героем пародий и шуток
- «Сбор Ротенберга будут платить не только перевозчики, но и все россияне, пришедшие в магазин»
- «100 парковочных мест для инвалидов у магазина - это не забота о людях, а кормушка для эвакуаторов»
- Жуткие кадры ДТП, унесшего три жизни на трассе в Карелии
- В Петербурге много вакансий и мало соискателей, даже на «работу мечты»
- Зацелуют до смерти. Пропагандисты с российских телеканалов могут лишить Дональда Трампа шансов в президентской гонке
- Финны активно заказывают оскорбительные надписи на снарядах, предназначенных Украиной для отправки на фронт
- Градозащитники бьют тревогу — на Охтинском мысу, по остаткам средневековых крепостей, разъезжает тяжелая техника
- В феврале нас ожидают длинные выходные - спасибо праздникам
- Неспособность запоминать числа может быть ранним признаком слабоумия. Врачи учатся выявлять деменцию на ранних стадиях
- В Испании взят под стражу пенсионер, которого подозревают в связях с Россией и отправке зловредных писем чиновникам и дипломатам
- Российское "проклятье" H&M. Компания потеряла за день 8 процентов своей стоимости по результатам года
- Разбогатевший программист тратит 2 миллиона долларов в год, чтобы вернуть себе молодость, истязая себя процедурами
- Стрелки часов Судного дня встали еще ближе к полуночи. Ученые рассказали, сколько осталось человечеству до ядерной катастрофы